Госдума готовит банковским клиентам новые черные списки
Депутаты готовят законопроект, по которому у банков появится реестр дропперов. Он станет частью антиотмывочной платформы ЦБ «Знай своего клиента» (KYC). Эксперты сомневаются в практической ценности реестра. Они отмечают высокие риски изоляции от банковских услуг граждан в случае занесения их, в том числе ошибочно, в список дропперов и считают необходимым сразу продумать механизм реабилитации.
К январю депутаты Госдумы планируют завершить работу над законопроектом с поправками к «антиотмывочному» закону 115-ФЗ, благодаря которому в работе подразделений комплаенс кредитных организаций появится еще одна категория сомнительных клиентов — дропперы. К ним относятся граждане и компании, на чьи счета выводятся средства, похищенные злоумышленниками из банков. О работе над соответствующими поправками сообщил в четверг глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
Анатолий Аксаков, глава комитета по финрынку Госдумы, на Московском финансовом форуме 8 сентября:
«Предлагается, чтобы Центральный банк или какой-нибудь другой институт вел реестр замеченных в дропперстве, и им запретить пользоваться удаленно… счетами».
По замыслу законодателей, реестр дропперов может быть доступен кредитным организациям в рамках работы с платформой Банка России KYC. «Мы создали платформу «Знай своего клиента», может быть, в этой же платформе должна быть информация об этих дропперах»,— отметил Анатолий Аксаков. По его словам, предполагается информировать лиц, попавших в реестр, о том, что они могут провести банковскую операцию по переводу средств, только если придут в отделение с паспортом.
Платформа KYC оценивает уровень риска клиентов банков с точки зрения антиотмывочного законодательства: низкий, средний, высокий по определенным совместно с Росфинмониторингом критериям. В отношении клиентов из высокорисковой, красной зоны вводится запрет на проведение операций. Тестирование платформы KYC было запущено Банком России 14 декабря 2021 года и продлится до 1 апреля 2022 года. Сейчас к платформе в пилотном режиме подключены 40 банков. К 1 июля 2022 года к платформе смогут подключиться все банки.
В ЦБ от комментариев по поводу нового реестра отказались. В середине декабря зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин говорил, что клиенты-физлица попадут в платформу, но не ранее 2023 года. В то же время еще в 2019 году ЦБ предлагал законодательно ввести блокировку карт и электронных кошельков дропперов и выходил с этой инициативой в правительство (см. “Ъ” от 24 сентября 2019 года). В 2021 году в кулуарах форума AntiFraud Russia Артем Сычев пояснял, что ЦБ обсуждал идею отключения ДБО дропперам со всеми банковскими ассоциациями и крупнейшими банками и получил «50 листов возражений».
В неофициальных комментариях специалисты по информационной безопасности отмечают, что у них уже есть сведения о дропперах. Управляющий RTM Group Евгений Царев поясняет, что эту информацию собирает ЦБ через ФинЦЕРТ и создание еще одного реестра приведет к путанице.
Может повториться ситуация со списком отказников (клиенты, получившие от банков отказ в проведении операций, как подозрительных, по 115-ФЗ), полагает руководитель проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Тогда пострадало большое число добросовестных клиентов из-за отсутствия при запуске механизма реабилитации. По ее мнению, необходимо продумать механизм выхода из реестра дропперов. Банкиры испытывают схожие опасения.
«По сути, мы получим от ЦБ список лиц, которым без дальнейших разбирательств просто отключим ДБО,— соглашается собеседник “Ъ” в банке топ-20.— Есть риск повторения истории с черным списком банковских отказников, когда виноваты для клиента в итоге во всем были банки. Хотя, если в законе четко будет прописано — как дроппера определяет ЦБ, это может быть даже плюсом, так как вся ответственность на регуляторе».
Председатель комитета Ассоциации российских банков по ПОД/ФТ Ирина Родригес отмечает, что должен быть проработан порядок и правовые основания реестра дропперов, как и любых других перечней. Помимо этого, госпожа Родригес считает, что важно, чтобы идентификаторы были максимально однозначные и включали не только ФИО. С точки зрения комплаенс, полагает эксперт, подобный реестр «может носить информационный характер, как дополнительный критерий».