3 Мая 2017
Источник onf.ru

Мониторинг ОНФ выявил, что в Сочи навязываются допуслуги при покупке ОСАГО, а в Ульяновске — трудности с возмещением

Активисты ОНФ приступили в апреле к ежегодному мониторингу рынка ОСАГО и уже обнаружили ряд проблем в изученных регионах. Так, в Ульяновской области в единственном на весь регион центре урегулирования убытков «Росгосстраха» собираются очереди из 100 и более человек для прохождения осмотра транспортного средства после ДТП. По словам клиентов компании, сотрудники офиса обслуживают около 10 человек за рабочий день. Таким образом, им приходится ждать своей очереди неделю и более. Люди вынуждены ежедневно приезжать, чтобы отметиться в «листе записи», который они ведут сами. Сюжет о такой «клиентоориентированности» «Росгосстраха» в Ульяновской области вышел даже на телеканале «Вести Ульяновск».

В Сочи, согласно полученным в ходе мониторинга данным, в офисах крупнейших страховщиков таких проблем не наблюдается. Зато большинство сочинцев пока с осторожностью относятся к электронным полисам. Активисты опросили более 20 автовладельцев, и ни один из них не оформлял полис онлайн. По их словам, местные сотрудники ГИБДД не признают распечатанный полис «настоящим» и не всегда могут «на месте» проверить номер полиса по базе. При этом при заключении договора в точках продаж страховщики продолжают навязывать дополнительные услуги и даже отказывают без них в заключении договора, объясняя клиентам, что они «входят в один пакет».

Также автовладельцы сообщили, что страховщики часто допускают ошибки при расчете коэффициента бонус-малус (КБМ), предоставляющего скидку за безаварийную езду. В частности, о такой проблеме заявляли бывшие клиенты СК «Уралсиб», которые заключали новые договоры с другими страховщиками. Непредоставление скидки страховщики объяснили «техническими ошибками», которые возникли при передаче данных из СК «Уралсиб» к новому страховщику. При этом обещали, что на следующий год скидка «будет восстановлена».

Эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» рекомендуют автовладельцам самостоятельно проверить свой КБМ, прежде чем заключать договор. Это можно сделать на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), куда компании передают данные об истории страхования своих клиентов. Автовладелец может проверить свои данные в единой базе данных РСА через специальный интернет-ресурс.

Если в базе нет ошибки, то ссылки страховщиков на какие-то другие данные несостоятельны. Страховщик обязан применять значение коэффициента КБМ из единой базы РСА. По данным службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, 78% всех жалоб потребителей в 2016 г. пришлось на страховые компании, из них 86% — на ОСАГО. При этом более половины претензий по поводу автострахования приходится на вопросы, связанные с ошибками или некорректным расчетом КБМ.

«Делать выводы пока рано. Мониторинг еще не завершен. Однако ситуация в Ульяновске весьма красноречива. Компании не торопятся создавать комфортные условия для автовладельцев, несмотря на меры, принятые по урегулированию проблем с ОСАГО. И есть опасения, что ремонт вместо денежного возмещения только расширит спектр недовольства потребителя», — отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

Почему сотрудники ГИБДД фактически саботируют применение электронных полисов, по словам Климова, тоже, мягко говоря, непонятно. С их стороны это незаконно. Тот факт, что они не всегда могут проверить полис, не может служить основанием для привлечения автовладельца к административной ответственности. Это проблема ГИБДД, а не автовладельца, и подобное поведение наводит на мысли о коррупционной составляющей.

«Что касается «как бы» ошибок с КБМ, это вульгарное мелкое воровство, такое же, как обвес или обсчет на рынке. Считаю, что надзор должен наказывать за это жестко и неотвратимо. Иначе эту порочную практику не искоренить», — заключил Виктор Климов.