ЦБ уполномочен помирить

Дата публикации: 12.01.2018
Источник: kommersant.ru

У законопроекта «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» появился шанс на скорое принятие. Банкиры, до сих пор выступавшие с критикой проекта, заручились поддержкой регулятора в принципиальном вопросе — решения омбудсмена будут сугубо индивидуальными. Довольны и правозащитники, которым ЦБ пообещал не допустить конфликта интересов при работе нового органа. В такой ситуации эксперты рассчитывают, что проект, обсуждавшийся с 2014 года, может быть принят этой весной.

На днях Ассоциация российских банков (АРБ) опубликовала ответ ЦБ, который поддержал идеи банковского сообщества по законопроекту «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций». Свои предложения по данному проекту АРБ направила в ЦБ в конце прошлого года.

Законопроект, устанавливающий правовой статус финансового омбудсмена и деятельность соответствующей службы, а также порядок обращения граждан к финомбудсмену, Минфин подготовил еще в 2013 году. Внесен в Госдуму он был в 2014 году, прошел первое чтение и с тех пор дорабатывается. Цель проекта — содействие охране и защите прав и интересов потребителей финансовых услуг, а также упрощение разрешения споров между ними и финансовыми организациями. Однако, как отмечают участники рынка, до последнего времени у проекта была масса противников, в частности, среди крупнейших банков, что тормозило его прохождение.

По словам исполнительного вице-президента АРБ Эльмана Мехтиева, наиболее принципиальным для кредитных организаций является поддержка ЦБ их предложения о том, чтобы решение финансового уполномоченного принималось в отношении каждого конкретного обращения и не могло служить основанием для предъявления иска в суд в пользу неопределенного круга потребителей. Банки выступили с предложением, чтобы позиция омбудсмена не учитывалась при вынесении решений о применении надзорных, административных и иных мер воздействия, подчеркнул он. В письме регулятор пообещал учесть эти пожелания при дальнейшей работе над проектом.

Несмотря на то что правозащитники изначально настаивали на более широком применении решений омбудсмена, они не станут пытаться тормозить прохождение проекта. «Никто не помешает службе омбудсмена при принятии решений в отношении клиентов банка учитывать ранее выявленные ошибки,— отмечает руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“ Виктор Климов.— То же касается и учета выявленных омбудсменом ошибок ЦБ при принятии надзорных решений». Зато ЦБ готов учесть не менее важное предложение для правозащитников — исключение конфликта интересов для самого финансового уполномоченного. Предлагается ввести норму, чтобы омбудсменом мог быть лишь человек, который последние три года не работал ни в одной финансовой организации. «Это крайне важно, поскольку все же среда и круг общения может очень влиять на принимаемые решения»,— отметил господин Климов. Впрочем, банкиры указывают, что неплохо было бы ввести зеркальное требование — омбудсмен не должен в течение указанного периода заниматься и правозащитной деятельностью.

Представители клиентов банков и сами банкиры сходятся во мнении, что поддержка ЦБ даст реальный шанс на принятие проекта, который необходим и финансистам, и потребителям их услуг. В конце 2017 года глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков публично заявлял, что проект будет принят в весеннюю сессию Госдумой. И хотя в плане работы Госдумы принятие проекта пока не стоит, участники рынка очень надеются на то, что документ все же будет принят, поскольку конфликт интересов практически снят.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста