Заемщиков приравняли к должникам

Дата публикации: 19.06.2019
Источник: kommersant.ru

«Кредит Европа банк» требует от потенциальных клиентов на этапе подачи заявки на кредит согласиться на увеличение частоты взаимодействия в случае возникновения у них долга. Данный пункт значится как оферта со стороны заемщика, однако без его принятия заявка на кредит не будет рассмотрена. Эксперты называют эту практику недобросовестной попыткой обойти ограничение закона о взыскании долгов физических лиц.

Как стало известно «Ъ», «Кредит Европа банк» включил в заявку на предоставление потребительского кредита пункт, заранее устанавливающий частоту взаимодействия при возникновении просрочки. Как указано в заявке, с которой удалось ознакомиться «Ъ», при наличии подписи клиента в соответствующем пункте он просит рассматривать ее как оферту банку заключить соглашение об иной частоте взаимодействия «по инициативе банка по вопросам просроченной задолженности», чем предусмотрено законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» (230-ФЗ). Принятием банком данной оферты является исполнение «предложенных условий путем первого взаимодействия с частотой, отличной от установленной законом».

Таким образом, банк устанавливает за собой право взаимодействовать с клиентом при пропуске платежа посредством телефонных переговоров почти в четыре раза чаще, чем это предусмотрено профильным законом (30 раз в месяц вместо 8 раз). Впрочем, если договора с увеличенной частотой взаимодействия получат в работу коллекторы, они все равно руководствуются нормами 230-ФЗ, указал президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев, т. е. не будут их превышать. В то же время, пояснил «Ъ» один из заемщиков, на вопрос, может ли он не соглашаться на данное условие, сотрудник банка ответил, что это обязательный пункт и при отказе от него заявка на потребкредит не будет принята.

В «Кредит Европа банке» не ответили на запрос «Ъ». Опрошенные «Ъ» крупные розничные банки заверили, что не включают подобные требования в заявки на выдачу кредитов и не заключают с заемщиками дополнительных соглашений, регламентирующих частоту взаимодействия при возникновении просрочки.

В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) сообщили «Ъ», что заключение «соглашения о частоте взаимодействия до наступления факта просрочки исполнения обязательства» противоречит требованиям 230-ФЗ, «нарушает права и законные интересы граждан» и «является способом обхода положений закона». ФССП уже обращала внимание ЦБ на подобную практику кредиторов в начале прошлого года (см. «Ъ» от 2 февраля 2018 года). Тогда в ЦБ указали, что 230-ФЗ предусматривает лишь возможность заключения соглашения и заемщик вправе от него отказаться, что, в свою очередь, не должно повлиять на заключение кредитного договора. Однако ЦБ напрямую не запретил кредиторам заключение таких соглашений. В январе 2019 года уже Верховный суд (ВС) указал на незаконность заключения таких соглашений (см. «Ъ» от 17 января 2019 года).

На запрос «Ъ» от 18 июня в Банке России пояснили, что не зафиксировали жалоб заемщиков на отказ в выдаче кредита «в случае их несогласия на подписание соглашения об изменении частоты взаимодействия на этапе подачи заявления». Вместе с тем в ЦБ подтвердили, что «ряд кредиторов включают подобные соглашения в состав кредитной документации». Также там отметили, что в законе нет прямого указания на момент, когда такое соглашение может быть заключено, но регулятор в своих рекомендациях, направляемых кредиторам в рамках поведенческого надзора, придерживается позиции Верховного суда.

Юристы и правозащитники считают практику неправомерной. По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, юристы банка творчески истолковали оборот «по инициативе кредитора», используемый в законе, и предложили, чтобы подписываемый заемщиком документ о более частых встречах и телефонных звонках «был как бы инициативой гражданина». «Банк, по сути, предлагает изменить частоту контактов именно заемщику, но не должнику, что противоречит позиции ВС, следовательно, уместно говорить о наличии признаков нарушения в его действиях«,— отметил партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Частному лицу, которое еще не является клиентом банка, добавляет гендиректор «Юридического бюро № 1» Юлия Комбарова, фактически создается презумпция виновности, его уже рассматривают как недобросовестного заемщика, что недопустимо.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста