10 Сентября 2020
Источник precedent.tv

В российских банках навязывают страховку от хищений с карт

Клиенты Сбербанка, в частности, жалуются на прямое навязывание услуги, которую менеджеры выдают за обязательную. В ЦБ говорят о недобросовестности такой практики, в банке подчеркивают добровольность страховки, не отрицая, впрочем, случаев злоупотреблений со стороны сотрудников, сообщает «Коммерсантъ», приводя примеры жалоб конкретных клиентов банка.

В Сбербанке, не комментируя частные случаи, подчеркнули: «клиент на свое усмотрение может заключить договор страхования банковских карт; оформление такого договора не является условием выдачи карты».

В банке добавили, что «в течение 14 дней после оформления клиент может расторгнуть договор и вернуть уплаченную премию в полном объеме». На вопросы о причинах резкой активизации усилий сотрудников по продаже страховок от хищений, в том числе путем введения клиентов в заблуждение, в банке отвечать не стали.

Мы обсудили как сам новый страховой продукт, так и нахальные способы его продажи с координатором проекта «За права заемщиков» Общероссийского народного фронта Антоном Канунниковым.

— С одной стороны, это порочная практика: обуславливать приобретение одной услуги обязательной покупкой другой. Это прямо запрещено федеральным законодательством. При этом, если этот продукт толковый, и мошенничество будет признаваться страховым случаем, а похищенные средства вернутся клиентам, то, конечно, такое страхование крайне полезно. Пожалуй, многим потребителям лучше потратить тысячу-две в год, чтобы обезопасить свои деньги от возможного хищения, — говорит Канунников

Эксперт подчеркнул важность осознанности приобретения такого страхования потребителем и недопустимость его продажи посредством мисселинга, на который и жалуются клиенты Сбербанка.

Справка: миссе́линг — недобросовестная практика продаж, при которой информация о товаре (услуге) преднамеренно искажается, вследствие чего покупатель вводится в заблуждение относительно необходимости его приобретения.

— Вообще количество мошенничеств со средствами банковских карт бьет все рекорды в период пандемии. Но противостоять этому тяжело из-за невысокой финансовой грамотности, и потому что правоохранители по таким делам чаще всего бездействуют, — отмечает Канунников. — Поэтому в целом новый вид страхования я поддерживаю, если он будет продаваться не агрессивно. Идея возложить на страховые компании бремя ответственности за сохранность денег клиентов банка — идея, безусловно, хорошая.

Кстати, в России появится механизм защиты от звонков банковских мошенников. Операторы мобильной связи совместно с банками создадут антифрод-систему, блокирующую звонки мошенников клиентам от лица кредитных организаций, а также вызовы от злоумышленников, сделанные якобы от клиентов в финансовые учреждения.