Лазарева выразила надежду, что этому примеру последуют и другие банки, отметив, что такие сервисы решают проблему уязвимости самых разных групп населения. По ее словам, жертвами злоумышленников чаще всего становятся люди старшего поколения, однако с хищением средств сталкиваются и более «продвинутые» категории: экономисты, правоохранители и сами работники банков.
«Только повышением уровня финансовой грамотности и бдительности проблему не решить. Как не решить проблему грабежей, просто запирая дверь: всегда есть риск, что преступники выбьют окна или взломают замок. Поэтому устанавливают сигнализацию, страхуют имущество. Логично и потребителю финансовых услуг предоставлять выбор инструментов защиты своих денег, помимо собственных знаний и умений», — сказала она.
Мошенники освоили социальную инженерию
По словам Лазаревой, только в первом квартале 2023 года россияне перевели мошенникам 3,6 млрд рублей, при этом банкам удалось предотвратить хищение со счетов 911 млрд рублей.
Она рассказала, что, по данным созданной ОНФ антимошеннической платформы «Мошеловка», самым популярным каналом связи мошенника с потенциальной жертвой остается телефонный звонок — он фигурирует в 65,7% обращений обманутых граждан. При этом чаще всего мошенники используют методы социальной инженерии.
«Телефонное мошенничество с использованием методов социальной инженерии уверенно лидирует — 50,5% среди всех видов мошенничества. В эту категорию мы относим звонки, в которых злоумышленники под различными предлогами пытаются выманить данные для доступа к средствам на банковской карте», — сообщила Лазарева.
Что касается закона о противодействии хищению средств с банковских счетов, первые испытания прописанной в законе системы защиты дают положительные результаты, говорит Лазарева. «По нашим данным, в одном из регионов уже тестируется пилот системы на базе крупного банка. Первые результаты вселяют оптимизм», — сообщила она.