Лазарева: «Ошибочный» перевод средств стал инструментом провокации мошенников

Дата публикации: 16.03.2021
Источник: onf.ru

 

«Переводы по ошибке», настойчивые обращения с требованием вернуть деньги или подтвердить получение перевода стали инструментами мошенников, предупреждает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

«Обоснования ошибочности перевода в таких схемах встречаются абсолютно любые – это могут быть заверения в путанице с платежами или «бонусное зачисление по программе поддержки» от ведомства с авторитетно звучащим названием. В фокус нашего внимания попали несколько основных вариантов схемы с возвратом «по ошибке отправленных денег», – рассказала она.

Мошенники могут перевести небольшую сумму на карту потенциальной жертвы, номер которой они могут получить из многочисленных баз, продающихся в даркнете, или даже из открытых источников, например, объявлений в соцсетях. Затем аферисты просят вернуть деньги, ссылаясь на ошибочность перевода. При этом перевести деньги они просят на реквизиты третьего лица, которому якобы и предназначались средства. Если выполнить просьбу жуликов, произойдет транзакция, на самом деле являющаяся закрепительным платежом для привязки карты к какому-либо интернет-сервису. После поступления перевода, злоумышленникам не нужны никакие коды или SMS. Теперь они могут совершать покупки и с помощью привязанных к карте сервисов и списывать деньги с карт клиентов без дополнительной верификации.

Второй вариант развития событий связан с перечислением «авансов» за покупку на сервисах объявлений. Мошенники расставляют сети с помощью многочисленных объявлений о продаже товаров по ценам значительно ниже рыночных. Покупателя просят отправить предоплату на карту в качестве резерва, при этом сама карта принадлежит не мошеннику, а еще одной потенциальной жертве. Затем аферисты звонят получившему «ошибочный перевод». Они убеждают сказками о, например, неловкой ошибке беременной многодетной матери-одиночки, «вернуть» деньги не на карту, с которой пришел перевод, поскольку она «сломана», а на другую, которая принадлежит «маме» или «подруге, которая помогает». Позднее покупатель, не получивший товар, требует вернуть средства от того, кому переводил деньги, а мошенники остаются в стороне. В итоге остаются уже две жертвы мошенников, которые вынуждены выяснять отношения между собой.

Третья вариация этой схемы реализуется средствами IP-телефонии. Мошенники подменяют номер SMS-информирования банка и отправляют потенциальной жертве сообщение, что на ее счет поступил платеж от неизвестного лица. Затем мошенники связываются с жертвой, сообщают об «ошибочности» платежа и требуют возврата средств, указывая номер карты, на которую деньги стоит вернуть.

Еще в одном сценарии мошенники требуют от жертвы подтвердить легитимность получения «бонусной поддержки», в противном случае обещая судебное и уголовное преследование за незаконное обогащение. Сделать это предлагается путем перехода по ссылке, указанной в сообщении. Как правило, это очень качественные подделки официальных сайтов ведомств, практически полное копирование, где в адресе ссылки отличаются лишь одна-две буквы. А затем там проводится сбор персональных данных и данных карт потребителя.

«Первое и основное правило, которое следует соблюдать в таких ситуациях, – не торопитесь, не делайте ничего срочно и под давлением. Можно спокойно заниматься этим несколько дней и даже месяцев. Правило второе – не снимайте и не тратьте чужие деньги. Правило третье – ничего не бойтесь, вы ничего не нарушили, и проблемы не на вашей стороне. Для начала нужно проверить, был ли перевод на самом деле. Сообщение – это не факт получения денег, оно может быть фальшивым. Нужно проверить баланс счета. Затем следует обратиться в свой банк с заявлением о поступлении чужих денег», – рекомендует руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

Она уточнила, что чаще всего ни заявитель, ни банк без заявления деньги возвращать не могут, это должно происходить только по судебному решению, что может занять до трех лет. До судебного решения это деньги потребителя на счете потребителя. Поэтому, проверив информацию о поступлении платежа, подумав и взвесив, гражданин может вернуть деньги добровольно обратно. Но обязательно тому же самому лицу, со счета которого этот платеж пришел. Ни в коем случае не по другим реквизитам и тем более ни на какие электронные кошельки.

«Перевод другому лицу – это как минимум участие в криминальной отмывке денег, как максимум – финансирование терроризма.  И впоследствии гражданин может не только потерять свои средства, но и столкнуться с необходимостью доказывать, что он не имеет отношения к незаконной деятельности. Даже если «совершивший ошибку» благодетель утверждает, что потерял карточку или банкомат в его городе сломался, можно спокойно рекомендовать ему обращаться в суд. Просто вся процедура возврата денег будет проходить дольше, но зато под контролем государства. Просто придется перечислить средства приставам по судебному решению», – заключила Лазарева.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста