Мошенники являются гибкими социальными инженерами, чутко реагирующими на информационную повестку. Как только появляются предупреждения, что сотрудники банка не могут звонить и сообщать о подозрительных операциях – преступники мгновенно продумывают легенду, которая позволит эти предупреждения обойти. Поэтому кем бы не представлялись звонящие по телефону, если они пытаются заполучить какие-либо клиентские или банковские данные, к ним надо относиться с презумпцией виновности и проверять их через официальные телефоны ведомств и организаций, предупредила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Телефонные мошенники стали звонить россиянам под видом полицейских, расследующих утечки данных, сообщает РИА Новости. Так, в частности, «правоохранители» запугивают своих жертв «утечками», якобы позволившими оформить доверенность, называя номера своих «жетонов» и «удостоверений».
«Легенда социальных инженеров с сюжетом звонков от полицейских, расследующих утечки данных, не нова, но в последний год она получила более широкое распространение. Уровень мошенничества в целом за год возрос на порядок, и поэтому схемы стали более заметны. Дальнейшее развитие событий зависит только от фантазии и усердия мошенников. Выудив таким образом сведения о счетах и картах, злоумышленники используют их сами для хищения средств и оформления подложных кредитов, а также пополняют многочисленные базы данных, которые продают за большие деньги в даркнете», – пояснила Лазарева.
Она рекомендовала действовать при таких звонках одним способом вне зависимости от «ведомственного» прикрытия: «Если такой звонок поступил, неважно от полиции, следственного комитета, прокуратуры, ФСБ или сотрудников банка, самым правильным будет не вступать в беседу, завершить разговор и перезвонить в ту организацию, из которой якобы звонили. Причем звонить нужно не на тот номер, с которого поступил звонок, а на номера, указанные на официальных сайтах правоохранителей и вашего банка».
«Есть такое юридическое понятие, как презумпция невиновности. При звонках, касающихся денег, всегда должна быть презумпция виновности. Кто бы ни звонил, по какому бы вопросу, если прозвучали слова «деньги», «счета», «перевод», «мошенники», разговор должен быть прекращен. Как говорят сами правоохранители, слова по телефону «к делу не пришьешь». Поэтому в рамках уголовного дела все равно необходимо принятое и зарегистрированное заявление потенциального пострадавшего, а не «интервью по телефону», – уточнила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».
«Даже если пострадавших сотни и есть их список, все равно правоохранители приглашают писать и оформлять заявление. Без бумаги потерпевшие по таким делам не появляются. Поэтому просьбы давать пояснения и раскрывать информацию по телефону как раз и выдают лжеполицейских. А номер жетона или пистолета – это приятно, но недостаточно и, скорее, уловка для того, чтобы усыпить бдительность потенциальных жертв», – предостерегла Лазарева.