Народный фронт приглашает всех россиян принять участие в опросе о проблеме навязывания банками и микрофинансовыми организациями дополнительных услуг – страхования, договоров комплексного обслуживания, платного смс-оповещения. Законодательство постепенно ужесточается – от некоторых навязываемых услуг потребитель уже может отказаться и до заключения договора, и после. Также можно пожаловаться на агрессивные продажи в Центробанк, но далеко не все граждане знают о своих правах. По результатам анализа опроса Народный фронт сформулирует свои предложения по борьбе с мисселингом – так называется навязывание дополнительных услуг – и представит их на экспертном совете Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг.
Согласно отчету Банка России, в январе – сентябре 2021 г. количество жалоб, поступивших по вопросам навязывания дополнительных услуг, выросло на 14,8% по сравнению с январем – сентябрем 2020 г. и составило 3,2 тыс. с учетом новой методики. Народный фронт планирует выяснить, в каких регионах и насколько часто граждане становятся жертвами навязанных услуг.
«Цель нашего опроса – изучить, где потребители чаще всего сталкиваются с мисселлингом, какие недобросовестные практики наиболее распространены среди продавцов финансовых услуг и какой ущерб они наносят гражданам и экономике регионов. Мы в своей работе часто сталкиваемся с незнанием потребителя о том, что на навязанные дополнительные услуги можно жаловаться в Банк России. Граждане все еще довольно часто даже не осознают, что их права были нарушены, и поэтому не пытаются обращаться за восстановлением справедливости. Мы уверены, что наш опрос даст не только материал для разработки новых предложений по борьбе с недобросовестными практиками на финансовом рынке, но и подтолкнет потребителей к осознанию нарушения их прав и активным действиям по восстановлению справедливости», – поясняет руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Опрос можно пройти здесь или в приложении «Народный контроль».