Согласно официальным данным, с начала операции СВО интенсивность телефонного мошенничества резко снизилась. Заодно ужесточили и контроль за телефонами в наших собственных — не столь отдалённых местах — в тюрьме. И это существенно помогло снизить количество случаев обмана.
Online47 решил снова вернуться к этой теме и провести опрос среди своих читателей: «Становились ли вы или ваши родственники жертвой телефонных мошенников?»
То самое «почти»
Результаты получились почти радостные: более половины опрошенных респондентов из Ленинградской области, хоть и нарвались на мошенников, но сумели вовремя это понять. Радует и то, что 30% жителей — всегда начеку.
И всё же все мы так или иначе сталкивались с мошенниками, но не у всех получалось обойти их стороной. В моменты паники и ступора, даже скорее страха, и самые здравомыслящие, узнав, что со счёта сняли крупную сумму, не могут включить логику и не вестись на провокацию.
«Написал родственник, с которым никогда не общались, только с его мамой. Говорит, можно просто твой номер телефона и всё. Хочу позвонить. Спасибо, что в том же «ВКонтакте» есть двусторонняя аутентификация — зайти человек не смог, плюс есть дополнительные проверки в других сетях. Цель даже не банковские счета были», — рассказала читательница.
А вот и другая ситуация, с которой также столкнулись жители Ленобласти, и, как нам кажется, не только они:
«Соседке в доме постоянно названивали с одного номера. Женщина в очень солидном возрасте, с хорошим образованием, но у неё Альцгеймер. Расспрашивали по телефону сначала, все данные уточнили: когда дома бывает, сколько у неё на счёте денег. Представились кем-то из ЖКХ. А потом «впарили» счётчики. Это просто были пустые устройства, за которые женщина заплатила больше 100 тысяч рублей, — рассказала другая читательница. — В полиции даже заявление у неё не приняли. А эти ребята потом в доме ещё появлялись — даже объявление вывешивали, что ходят мошенники».
А ведь основная целевая аудитория для мошенников — именно пожилые люди. И самое страшное, что признаться «меня обманули» — морально очень сложно. Тем более, если идёшь в полицию.
«Было стыдно признаваться, что я стал жертвой обмана. Позвонили из банка, номер был стандартный — в итоге совершенно не помню, как перевела деньги. Словно в каком-то гипнозе», — отметил ещё один читатель.
Повторение как шанс
Да, количество преступлений с использованием IT-технологий в России за три месяца сократилось на 8,5%, в том числе благодаря обезвреживанию размещенных на Украине колл-центров, заявил на совещании министров внутренних дел и общественной безопасности государств – членов ШОС глава МВД России Владимир Колокольцев.
«В Российской Федерации с использованием IT-технологий по-прежнему совершается каждое четвертое преступление. Однако за три месяца текущего года их количество заметно сократилось – на 8,5%. По мнению специалистов, это свидетельствует о том, что в данном процессе были массово задействованы колл-центры, расположенные на Украине и обезвреженные в ходе специальной военной операции Вооруженных сил Российской Федерации», – сказал он.
К тому же, в прошлом году в России запустили отличный ресурс для борьбы с мошенниками. Называется он «Мошеловка». Эксперты проекта ОНФ «За права заёмщиков» вместе с волонтёрами не только предупреждают людей об аферистах, но и обрабатывают поступающие от граждан обращения, передавая в Центробанк, МВД, прокуратуру и другие профильные надзорные ведомства.
Но мошенники всё равно ищут и находят своих жертв.
И ведь зачастую аферисты используют стандартный пакет приёмов. Например, если звонит лжесотрудник банка, то часто людей запугивают потерей средств, а потом заводят разговор о переводе денег на другой счёт, просят сообщить реквизиты карты, продиктовать одноразовый код из SMS, установить дополнительное приложение. Ничего из вышеперечисленного настоящие банковские сотрудники делать не будут.
Мы, конечно, тысячу раз слышали «не отвечайте на неизвестный телефон».
Но лишний раз повторить это, напомнить нашим родным старикам лишним не будет.
Да и нам самим всем стоит быть начеку.