Активисты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» провели для псковских пенсионеров интерактивную лекцию о правилах общения с взыскателями долгов и схемах, по которым чаще всего работают финансовые мошенники. Урок финансовой грамотности состоял из практического разбора реальных ситуаций, в которые чаще всего попадают пожилые люди.
«Количество мошенничеств, жертвами которых становятся люди старшего поколения, растет. Наша задача — помочь пожилым людям избежать ловушек мошенников, научить пенсионеров защищать себя и своих родных от злоумышленников», — пояснил задачи таких лекций руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
В ходе занятия выяснилось, что пенсионеры, несмотря на предупреждения правоохранительных органов и публикации в СМИ, все равно впускают в дома мошенников, которые представляются сотрудниками социальных служб, служб ЖКХ, Пенсионного фонда или представителями торговых компаний. Пожилые люди покупают у недобросовестных продавцов различные товары по «специальной выгодной цене», в том числе с оформлением кредитных договоров. Одна из участниц лекции рассказала, что ее знакомые приобретали наборы кастрюль за 50–80 тыс. руб., когда рыночная цена товара составляла 1 тыс. руб.
Эксперты рассказали, что в регионах продолжают регистрировать случаи, когда пожилым людям звонят неизвестные и сообщают, что родственники якобы попали в беду — их задержала полиция, они сбили человека в ДТП. Во всех случаях пенсионеров в срочном порядке просят перевести крупные суммы на банковскую карту, чтобы «выручить» близкого. В стрессовой ситуации пожилой человек сразу же отдает все свои сбережения. В Псковской области пенсионеры таким образом расставались с суммами от 100 тыс. до 1 млн руб.
В последнее время пожилые люди нередко лишаются своих сбережений, когда попадают в ловушку мошенников на сайтах частных объявлений. Активисты проекта «За права заемщиков» рекомендовали участникам лекции не называть номера своих банковских карт и паспортные данные «покупателям», которые звонят по объявлениям.
«Рассказы участников лекций, наши мониторинги и обращения граждан в проект говорят о том, что пожилым людям очень нужны подобные знания. При этом мы понимаем, что пенсионерам необходимы несколько иные навыки, чем молодежи, с которой мы давно работаем, иные формы коммуникации, иной подход. Надеемся, что финансовое просвещение для старшего поколения через пару лет станет таким же трендом, как и работа с молодежью сегодня», — сказал Виктор Климов.
После лекции эксперты ОНФ провели практикум «Разумный потребитель», который помогает пожилым людям закрепить знания о видах финансового мошенничества и сформировать практические навыки защиты своих прав. Кроме того, активисты вручили всем участникам памятки и алгоритмы самопомощи с образцами заявлений в надзорные органы для самых разных случаев. Эти памятки разработали кредитные правозащитники Народного фронта, чтобы помочь гражданам самостоятельно в досудебном порядке отстоять свои права потребителей финансовых услуг.
В завершение мероприятия кредитные правозащитники Народного фронта ответили на вопросы слушателей и приняли обращения, по которым людям будет оказана юридическая помощь.