Законодательную брешь решили восполнить эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За права заёмщиков». Какие меры контроля за банковской рекламой предлагают – выяснял наш корреспондент Дмитрий Кулько.
Веселенькие цифры на ярком фоне не дают прохода желающим жить на полную здесь и сейчас. Красочная реклама дешевых кредитов по сути просто картинка. Вся правда ниже – мелко и непонятно. Чтобы увидеть, сколько на самом деле придется отдавать каждый месяц в банк, нужно, как в нашем случае, использовать 20-тикратный зум телекамеры. Т.е. без бинокля кредит не выбрать.
А если присмотреться, то можно увидеть и «дополнительную плату по страховке», «низкий процент только для владельцев карт» или «по спецпрограмме, которая, вообще-то, уже прошла». Такие ходы банкиров и маркетологов коллекционирует Павел Ивкин – не специально. Просто пытается найти банк, который даст взаймы по обещанным ставкам. Где-то разница с обещанной в рекламе минимальная, говорит парень, а где-то – выше в несколько раз.
Павел Ивкин, пострадавший от недостоверной финансовой рекламы: «Условия, которые выставляет банк на рекламный стенд – они вроде бы подходят, но когда начинаешь углубляться в тему – понимаешь, что банк такие ставки вообще не выдаёт, или выдаёт каким-либо проектам».
Поборы микрофинансовых компаний совсем без комплексов. Это те самые, что дают деньги всего за 5 минут. Действительно быстро, всё отведенное время консультант чертит громоздкие уравнения, которые, по сути, означают, что получать вашу зарплату теперь будут они. Умножаем, плюсуем.
— По-другому – на один процент больше. Вот этот процент плюс ещё один. Потом ещё три дня. После этих трёх дней плюс еще ноль-ноль-пять процентов.
Когда порешали логарифмы сам собой вырывается вопрос.
— Смотрите, а вот здесь написано в рекламе два с половиной процентов. – Да, это с десятого раза. В рекламе же все указано самое лучшее.
Но некоторые банки и вовсе не утруждают себя работой с клиентом. Даже посредством самого маленького шрифта. Бывает, новые ставки и проценты вдруг появляются уже в процессе оформления кредита, когда в другой банк идти либо не хочется, либо уже поздно. В этой неравной битве россиянам хоть чуть-чуть помогли. С 1 июля вступил в силу закон о потребительских кредитах. Но о финансовой рекламе в том документе почему-то нет ни слова. Изменить это планирует проект Общероссийского народного фронта «За права заемщиков».
Виктор Климов, руководитель проекта ОНФ: «Мы будем выступать с такой инициативой «о выделении в отдельный состав правонарушений». Вот это вот нарушение рекламы на рынке финансовых услуг. За которые, нужно наказывать гораздо существенными суммами».
Но у самих банкиров к новому закону никаких претензий – ещё бы! А про жалобы на рекламу отвечают по старинке – «в договор смотреть надо!». И не поспорить ведь. А вот защитники прав потребителей об отечественном кредитовании спокойно говорить не могут. Поздно спохватившиеся клиенты просят помощи каждый день. Вот новая уловка, рассказывает специалист, приходит домой коммивояжер с товаром, и уговаривает пенсионеров рассмотреть кредит. Потом раз – и ты в кабале.
Пока же недобросовестные банки в случае проигрыше в суде выплачивают штрафы от ста до пятисот тысяч рублей. Для крупного банка – это мелочь. Подумаешь, погасить её можно очередной новой строкой мелким шрифтом.