Около трети россиян (30%) в настоящее время выплачивают потребительский кредит, при этом 26% оформили его до 1 июля текущего года и 4% — после.
8% наших сограждан знают о вступлении в силу 1 июля 2014 г. закона «О потребительском кредитовании», расширяющего права заемщиков. Доля информированных выше среди жителей Северо-Западного федерального округа (15%) и Сибири (12%), а также в группе 35-44летних респондентов (10%). В Москве наблюдается наиболее низкий уровень осведомленности – 3%. Каждый пятый опрошенный (18%)кое-что слышало законе. Впервые о нем узнали три четверти респондентов (74%), в Москве доля таковых — 85%.
Четверть россиян, оформивших кредит после вступления в силу закона «О потребительском кредитовании», сообщили, что они полностью понимали условия договора, а 60% отметили, что практически все было понятно, но отдельные вопросы пришлось уточнять.
Среди нововведений лучше всего россиянам известен пункт, связанный с обязательным указанием банками стоимости кредита на первой странице договора: почти три четверти информированных россиян (72%) сообщили, что слышали о нем. Другие инициативы «на слуху» у половины осведомленных респондентов: об ограничении устанавливать ставки по потребительским кредитам, более чем на треть превышающие среднерыночные значения, слышали 50%. О возможности досрочного возвращения кредита в течение двух недель при выплате только процентов, а также о регулируемом размере максимальной пени за нарушение клиентов договора, известно 49% опрошенных. О регламенте деятельности коллекторов слышали 47% осведомленных о законе россиян.
Более половины информированных в той или иной степени о законе сограждан (56%) полагают, что он может сделать отношения между банком и его клиентами более прозрачными. Среди москвичей доля согласных с таким мнением составила 50%, среди жителей Дальнего Востока – 74%. Чем выше уровень образования, тем респонденты более склонны отмечать положительные последствия принятия этого правового акта (50% среди имеющих среднее образование против 61% высокообразованных).
Доля выплат по кредиту у 63% заемщиков составляет меньше половины текущего семейного дохода, у 27% — половину. 4% респондентов, выплачивающих кредит, вынуждены отдавать более половины семейного бюджета. В Москве 73% отмечают, что их расходы по кредиту меньше половины бюджета семьи. В Поволжье 8% и в Центральном округе 10% имеющих кредиты россиян отдают за них больше половины ежемесячного семейного дохода.
Каждый пятый заемщик признался, что в течение последнего года с ними бывали случаи, когда не было возможности внести очередной платеж по кредиту. Наибольшая доля таковых среди жителей Урала (35%) и Сибири (36%), а также среди молодых россиян в возрасте 18-24 лет (30%).
Социологический опрос проведен в сентябре 2014 г. по репрезентативной всероссийской выборке. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы о том, что с 1 июля 2014 года вступил в силу закон «О потребительском кредите (займе)», который ограничивает банки в применении непрозрачных и малопонятных схем кредитования?», в % от всех опрошенных
Все опрошенные | Опрошенные в Москве | |
Да, знаю об этом | 8 | 3 |
Что-то слышал(а) | 18 | 12 |
Слышу впервые | 74 | 85 |
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «За последние месяцы в средствах массовой информации неоднократно освещались нововведения, связанные с принятием этого закона. Скажите, о каких из них Вы слышали, а о каких слышите впервые?», в % от всех информированных о законе опрошенных, ответ по каждому нововведению
Слышал(а) | Слышу впервые | |
Банки не могут устанавливать ставки по потребительским кредитам, более чем на треть превышающие среднерыночные значения | 50 | 50 |
Закон обязывает банки указывать на первой странице договора полную стоимость кредита | 72 | 28 |
Заемщики получают право досрочно и без предварительного уведомления Банка вернуть потребительский кредит в течение 14 дней, выплатив по нему только проценты | 49 | 51 |
Законом регулируется размер максимальной неустойки (пени) за нарушение клиентом кредитного договора | 49 | 51 |
Закон регламентирует деятельность коллекторов: банки имеют полное право уступать права по договору третьим лицам | 47 | 53 |
Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, поможет ли этот закон сделать отношения между банком и его клиентами более прозрачными, понятными для обычных граждан?», в % от всех опрошенных, информированных о законе
Все опрошенные | Опрошенные в Москве | |
Точно да | 12 | 5 |
Скорее да | 44 | 45 |
Скорее нет | 17 | 19 |
Точно нет | 4 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 23 | 28 |
Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «Вы либо близкие члены Вашей семьи выплачиваете в настоящее время потребительский кредит?», в % от всех опрошенных
Да, при этом кредит был оформлен до 1 июля 2014 г. | 26 |
Да, при этом кредит был оформлен после 1 июля 2014г. | 4 |
Нет | 70 |
Таблица № 5. Распределение ответов на вопрос: «Раньше, чтобы правильно прочитать кредитный договор, необходимо было быть финансово подкованным человеком, обладать дотошностью, вчитываясь в мелкий шрифт и многочисленные подпункты. Вы оформили кредит после введения закона. Скажите, подписывая договор, насколько хорошо Вы понимали условия получения потребительского кредита?», в % от всех опрошенных заемщиков, оформивших кредит после 1 июля
Понимал(а) полностью условия договора | 23 |
Скорее все было понятно, отдельные вопросы пришлось уточнять | 60 |
Скорее ничего не было понятно, пришлось многие вещи уточнять | 13 |
Абсолютно ничего не было понятно | 4 |
Таблица № 6. Распределение ответов на вопрос: «Скажите, пожалуйста, Ваши ежемесячные выплаты по банковским кредитам составляют меньше половины текущего семейного дохода, больше половины, или примерно половину от текущего семейного дохода?», % от всех опрошенных заемщиков
Все опрошенные | Опрошенные в Москве | |
Меньше половины | 63 | 73 |
Примерно половину | 27 | 9 |
Больше половины | 4 | 9 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 9 |
Таблица № 7. Распределение ответов на вопрос: «В течение последних 12 месяцев были ли случаи, когда Вы (Ваша семья) оказывались не в состоянии внести очередной платеж по кредиту?», в % от всех опрошенных заемщиков
Да | 20 |
Нет | 76 |
Затрудняюсь ответить | 4 |
Виктор Климов, руководитель проекта «За права заемщиков», зампред Комитета Госдумы по экономической политике: «Для нас не стала неожиданностью низкая информированность наших сограждан о законе, который устанавливает порядок выдачи, оформления и возврата потребительских кредитов. Это укладывается в общую картину невысокой финансовой грамотности россиян, и работа по ее повышению должна быть продолжена. ОНФ проводит мониторинг первых итогов работы закона: мы проверяем его исполнение банками, а также проводим исследование осведомленности и отношения к нему со стороны заемщиков. Это может стать основой для дальнейших корректировок законодательства и по планированию информационной работы с населением».