ОНФ направит в Банк России запрос по проверке банков, на которые чаще всего жалуются граждане

Дата публикации: 26.11.2014
Источник: Банкир

Как показал анализ жалоб, поступивших в ОНФ, чаще всего заемщики недовольны отказом банка от переговоров по вопросу реструктуризации задолженности клиента, а также есть претензии в связи с психологическим давлением коллекторов в тех случаях, когда заемщик допускает просрочку платежей. В обращениях, поступивших в адрес ФинПотребСоюза, наиболее частой причиной недовольства оказалось навязывание страховки при заключении кредитного договора и жалобы на испорченную кредитную историю заемщика из-за невнимательности банка.

С заметным отрывом по числу жалоб со стороны заемщиков «лидируют» банки «Восточный экспресс» (21,3% обращений), «Хоум Кредит» (19% обращений) и Альфа-банк (14% обращений).

Безусловно, отмечают эксперты, большое число недовольных клиентов объясняется не только качеством работы этих кредитных организаций, но и в целом их активностью в этом сегменте кредитования. Тем не менее, ОНФ не может не обратить на это внимание надзорных органов, и в отношении данных финансовых компаний будет направлен запрос в ЦБ РФ с просьбой проверить их на предмет корректной работы с населением.

В мае активисты проекта «За права заемщиков» уже направляли запросы в Банк России и Роспотребнадзор с просьбой проверить деятельность двух банков — «Ренессанс Кредит» и «Хоум Кредит» в связи с большим количеством поступающих на них жалоб от потребителей. В ответ на обращение к ним Банка России финансовые организации сообщили, что в отдельных случаях они аннулировали неправомерно начисленные проценты и штрафы и урегулировали выплаты страхового возмещения по полису. Помимо этого, состоялось несколько судов по вопросам законности взимания комиссий за оформление страховки, решения по которым выносились в ряде случаев не в пользу банков.

«Закон о потребительских кредитах сыграл свою роль в «охлаждении» рынка и снял напряжение по многим вопросам, — считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов. — Теперь кредитор обязан раскрывать информацию о видах и суммах иных платежей заемщика, помимо процентной ставки; об иных договорах, которые заемщик обязан заключить, и услугах, которые он обязан получить в связи с договором потребительского кредита. Однако в ходе анализа ситуации мы выяснили, что, хотя незаконные комиссии были официально удалены банками из договоров, ряд проблем остался. Так, требования о страховании не являются обязательными, и банки в договорах его не навязывают, но по факту оказывается, что человеку, отказавшемуся от страховки, просто не одобряют кредитную заявку. Таким образом, получается выбор без выбора».

Помимо этого, как напомнил Виктор Климов, до сих пор не принят закон о коллекторской деятельности, поэтому урегулировать ситуации, когда долги у клиентов взыскивают при помощи угроз, оскорблений и прочих неправовых методов, не всегда представляется возможным. Он уточнил, что со своей стороны примет все усилия, чтобы данный закон был принят в следующем году.

В свою очередь ответственный секретарь ФинПотребСоюза Ирина Свинцовская также обращает внимание на проблему навязывания страховки при оформлении кредитов.

«Очень много жалоб, поступающих к нам, касаются именно страховки: оплату за нее банки в некоторых случаях включают в стоимость самого кредита, в результате чего сумма увеличивается, но на руки заемщик получает гораздо меньше. Также граждане часто жалуются на то, что банки передают информацию по долгам коллекторским агентствам, но при этом не уведомляют их об этом, и договор переуступки прав клиенту не направляют», — отметила Ирина Свинцовская.

Проект «За права заемщиков» проводит многоуровневую акцию, которая заключается, с одной стороны, в исследовании того, осведомлены ли потребители о своих правах, прописанных в новом законе, а с другой – исполняют ли требования документа банки и микрофинансовые компании.

«Мы будем регулярно обнародовать результаты нашего мониторинга и принимать оперативные меры при обнаружении нарушений и злоупотреблений, отправляя запросы в контролирующие органы», — заверил Виктор Климов.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста