«Мы рады, что предложения ОНФ были приняты, это означает, что механизм защиты прав потребителей финансовых услуг будет работать эффективно. Да, процедура банкротства – это крайняя мера. Но она позволяет выйти из сложной жизненной ситуации, сохранив то имущество, изымать которое запрещено Гражданско-процессуальным кодексом», – отмечает заместитель председателя думского комитета по экономической политике, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
По его словам, банкротство не будет приятным и не станет механизмом уклонения от обязательств. Но сейчас, в условиях экономического кризиса, снижения уровня заработной платы закон о банкротстве физлиц приобретает еще большую значимость.
Проект закона предусматривает предоставление рассрочки до трех лет для выплаты долга в том случае, если у заемщика есть стабильный источник дохода. Если такая возможность отсутствует, суд признает заемщика банкротом, а его имущество распределяется между кредиторами.
Раннее депутаты поддержали идею Климова относительно несимметричного порога суммы, с которой может быть начата процедура банкротства. При обсуждении документа ко второму чтению звучали предложения установить ее в размере 500 тысяч рублей как для самого гражданина, так и для кредитора. Однако в итоге парламентарии согласились с мнением активиста ОНФ, что эти суммы слишком высоки для обычных людей, и вообще убрали данный порог для гражданина. Для кредитора планка осталась прежней.
«Наша идея заключается в том, чтобы человек, попав в тяжелое финансовое положение и исчерпав все другие возможности, имел право самостоятельно обратиться в суд и инициировать процедуру банкротства. И это право не должно быть ограничено запредельными для многих наших сограждан суммами в несколько сотен тысяч рублей», – отметил Виктор Климов.
Депутаты также согласились с предложением активиста ОНФ, которое предусматривает возможность для суда привлекать к производству по делу о банкротстве представителей органов опеки и попечительства, социальной защиты населения в том случае, если с должником проживают его несовершеннолетние дети, а также члены семьи, относящиеся к социально незащищенным категориям граждан.
В первом чтении законопроект был принят Госдумой еще в сентябре 2012 года, однако его дальнейшее рассмотрение несколько раз откладывалось. В том числе из-за того, что документ, во многом нацеленный на защиту прав заемщиков, вызвал сопротивление со стороны кредитных организаций. По итогам состоявшегося в декабре 2013 года «Форума действий» ОНФ президент России дал поручение ускорить работу по принятию закона о банкротстве физических лиц.