Виктор Климов, депутат Госдумы, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков». Потребительский кредит

Дата публикации: 09.07.2015
Источник: 360tv.ru

Права и справедливость. Почему быстрых денег без обязательств не бывает, и как не попасть взависимость от черных кредиторов, нам расскажет заместитель председателя комитета Госдумыпо экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов.Это «Интервью 360». 

— Закон о потребительском кредите, который был принят еще в прошлом году, почему-то помногим параметрам не работает. Об этом говорят специалисты. Как так получается и где нужныдоработки?

— Вообще, очень полезный закон. Он решил многие проблемы в отношении наших граждан, потребителей финансовых услуг и некредитных финансовых организаций. Там много полезных норм, которые в реальности реализовались, действительно защищают права. Это и  период охлаждения: гражданин может в течение 14 дней отказаться от кредита без всяких штрафных санкций, передумать. Как и по отношению к любому другому товару. И всякие упорядоченные процессы, связанные с штрафными санкциями, с начислениями пени. Законом предусмотрено ограничение максимальных значений стоимости процентных ставок через мониторинг Центрального банка. Законом предусмотрен, что очень важно, порядок информирования гражданина. То есть, все существенные условия договора, который заключается, должны быть фактически с первой страницы, а самый главный показатель — та самая полная стоимость кредита, о которой много спорили и говорили специалисты, то есть, стоимость денег с учетом всех дополнительных условий, которые есть в договоре, выраженная в процентах, то есть, реальная стоимость денег должна быть в правом верхнем углу в специальной рамочке. Для того, чтобы гражданин реально понимал, под чем он подписывается, а не брал кота в мешке. 

 — То есть, сколько ему нужно выплатить не только непосредственно по кредиту, но и страховые  ипрочие. 

— Да. Это для того, чтобы гражданин реально понимал, какова нагрузка будет на те деньги, которые он дает. Действительно, ряд позиций вызывают сомнение в том смысле, что практика показывает, что финансовый рынок как-то обходит ограничения и запреты. Две самые главные темы связаны с тем, что банки продолжают навязывать обязательное страхование, и у гражданина нет возможности, как это прописано в законе, отказаться от него. Потому что, если гражданин не идет на это, ему могут просто отказать в выдаче кредита без объяснения причин. 

— Шантаж?

— Нет, шантаж — это нарушение закона. Нет. Все делается корректно, но человек не может выбрать, страхует он или нет. И вторая часть, которая вызывает вопросы, это оставшаяся не урегулированная деятельность по взысканию. Деятельность конфликтная по определению, потому что, когда гражданин по разным причинам не платит, кредиторы начинают взыскивать. Тут подключаются коллекторы.  Вот в этом самом законе, который год как действует, в нем есть одна статья, которая регулирует эти процедуры. Но кроме ограничений (я их называю бантиками), кроме того, что нельзя звонить по ночам и в праздники, и нельзя делать чего-то во вред должнику, они ничего не запрещают. 

— Разглашение информации тоже запрещено?

— Нет, это как раз то, что мы пытаемся туда добавить. Очень важные точечные позиции, которые нужно добавить для того, чтобы защитить человека. Прописать прямой запрет на разглашение информации любым лицам кроме должника. Вот сейчас эта поправка внесена в Государственную Думу. Запретить любым лицам кроме должника или поручителя, то есть, лицам, которые непосредственно имеют взаимоотношение. Потому что сегодня к сожалению практика этих взысканий показывает, что ходят и в школы к детям, и в детские сады, и к соседям, и ко всем родственникам, и престарелым родственника, и все, что угодно. Была история, когда ветеранам, получившим какие-то компенсации, начинают звонить, что ваш внук где-то должен. И к сожалению уголовная статься за разглашение банковской тайны, уголовная ответственность, здесь не очень работает. 

Второе, раз уж мы заговорили об инициативах и изменениях, очень важно ограничить количество коммуникаций в день. Не важно, будет 2 или 3, важно оградить нормального человека от того, чтобы его ставили в дозвон 50 раз. Чтобы этого не было, чтобы эту практику психологического давления исключить. Многие люди, которые особенно не являются должниками,  и попали в этот дозвон случайно, они часто не имеют возможности отключить телефон в силу разных причин, или выбросить сим-карту, как это делает недобросовестный должник, для них это совершенно неприемлемая история. От этого оградить и заставить всех, кто занимается профессиональным взысканием, хранить об этом информацию. То есть, если вы звоните — записывайте. Чтобы потом можно было доказать. 

— Еще нужно поговорить о так называемых раздолжнителях. Здесь тоже проблема. Как пытаетесьее решить, и пытаетесь ли?

  — Сложный вопрос. Действительно, сейчас на фоне экономической нестабильности махинаторы  разного рода лезут из всех щелей. Народное творчество… 

— Решим все ваши проблемы за один день?

— Да. Творчество разное, и люди спекулируют на том, что граждане напуганы, они живут в состоянии неопределенности, уже попали  в серьезные проблемы. И на этом недобросовестные люди зарабатывают. И здесь не только раздолжнители, здесь целый спектр самых разных мошеннических конструкций. Но если про раздолжнителей  — это юристы, которые (буквально вчера пришла реклама на телефон) предлагают за вознаграждение решить все проблемы очень умным юридическим путем. Они ссылаются на известную статью гражданского кодекса, но забывают сказать, что судебная практика по это статье в пользу должников нулевая. Что в общем решения судов не принимаются в пользу гражданина, не пересматриваются те самые процентные ставки, не списываются долги. А гражданину фактически продают пакет макулатуры (якобы документов для того, чтобы он потом выиграл у банка в суде), и гражданин к своим проблемам добавляет то, что он еще и юристам заплатил. 

— Что люди должны делать, на что обращать внимание?

— В этом смысле отделить нормативно или даже визуально плохих юристов от хороших очень тяжело. Потому что и те, и другие оказывают юридические услуги. И в этом трудности, в том числе для правоохранительных органов, чтобы они могли быстро пресечь деятельность подобного рода компаний. 

— То есть, сами люди должны понимать, что им не помогут, учитывая вашу статистику. 

— Гражданин должен понимать, что во-первых, принимая любые финансовые решения, он должен быть очень внимательным. И за свои финансовые решения он в первую очередь несет ответственность сам. Второе — выбирая различные способы решения своих проблем, как только ему предлагают легкое и простое решение, здесь нужно быть настороже. Если уж попали, а ситуации бывают разные, кто-то теряет работу, по совершенно разным причинам иногда ухудшается экономическое положение семьи, и люди действительно не в состоянии обслужить долги. У нас долгов, в том числе просроченных, в общей сложности, если брать с балансами банков и с теми долгами, которые уже переданы на взыскание коллекторам, больше триллиона. Это очень много. 

— То есть, общая задолженность россиян все таки снижается по статистике?

— Немножко снижается. 

— А просроченные кредиты наоборот растут?

— По статистике она снижается, но это такая статистика, она все равно в районе 11 триллионов. Общая задолженность, общее количество долгов, которые россияне сделали. Около 1 триллиона — это просроченная задолженность. Это беспокоит. В прошлом году она росла на 50%. Это тревожные сигналы. Более 8 млн россиян имеют такие просроченные долги. Здесь дальше нужно себя вести очень разумно. 

— Учитывая то, что вы сейчас сказали, ваши прогнозы, что нас ждет на рынке потребительскогокредитования в ближайшее время?

— Закредитованность в России не достигла каких-то запредельных величин. В этом смысле мы на фоне Европы и Америки выглядим очень даже скромно. Понятно, что нестабильность в экономике, некоторые сокращения доходов в этом году, которые сейчас отмечаются статистикой, это плохие сигналы. В кризисе непросто, и часто у людей трудные ситуации складываются, но в целом ситуация не выглядет критической. 

— Но она будет ухудшаться или у вас более позитивный прогноз?

— Самое неблагодарное дело — прогнозировать. Потому что мы с вами сейчас гадаем на кофейной гуще. Это в целом зависит не от поведения граждан, а от того, как вообще будет развиваться наша экономика. Как будет, сейчас не знает никто. Сейчас очень важно принимать разумные решения, в  первую очередь в отношении личного бюджета, и каких-то личных важных финансовых позиций, которые каждый человек для себя принимает. 

— Значит, у нас есть повод встретиться позже в этой же студии и поговорить о результатах. Спасибовам большое за интересный разговор!

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста