На фоне ухудшения экономической ситуации в стране растет уровень просроченной задолженности и все более жесткими становятся действия взыскателей этих долгов. Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проанализировали жалобы, которые клиенты оставляют на специализированных «банковских» форумах в Интернете, а также обращения, поступающие в адрес проекта, и пришли к выводу, что на звание лидера по числу претензий к работе коллекторской службы претендует банк «Русский стандарт». Народный фронт подготовит запрос в Центробанк с просьбой проверить эту кредитную организацию на предмет нарушения прав потребителей.
Так, к экспертам проекта ОНФ обратился заемщик, который рассказал о том, как повели себя сотрудники «Русского стандарта» после того, как он допустил незначительную по времени просрочку платежа: «Мне позвонил некий мужчина и сказал, что если не оплачу долг, то моя жизнь очень сильно испортится. Удалось записать второй его звонок, где он называет людей, которым будет писать, и выходить на их родственников и рассказывать обо мне и моей кредитной истории. Прошу отметить, что данные люди никакого отношения к моему договору не имеют. Также беспокоят непонятные комиссии и штрафы. Банк на мои требования отмалчивается».
Другой обратившийся в проект клиент «Русского стандарта» сообщил, что со стороны банка «идет полное игнорирование законов РФ: хамство, угрозы, порча имущества, хождение по соседям, звонки родственникам».
Наибольшее количество жалоб по поводу этой кредитной организации связано с тем, что должникам приходят сообщения с угрозами жизни и здоровью и необоснованные уведомления о просроченной задолженности со стороны людей, представляющихся сотрудниками банка, а персональные данные клиентов раскрываются третьим лицам. Возмущение людей дошло до того, что в начале августа 2015 г. на сайте OnlinePetition.ru была опубликована петиция граждан к президенту России с просьбой лишить АО «Банк «Русский стандарт» лицензии. Авторы обращения при этом ссылаются на незаконные комиссии за предоставление кредитов, выдачу вкладов без накопленных процентов, незаконные штрафы и другие недостатки в обслуживании. В комментариях, которые оставляли люди под петицией, в основном содержатся жалобы на неправомерные действия коллекторов, действующих в интересах банка, чрезмерно высокие проценты по кредитам и неправомерно начисляемые штрафы. И хотя по состоянию на 17 августа 2015 г. петицию подписали пока только 740 человек из необходимых для ее рассмотрения 100 тыс., сам факт обращения граждан с просьбой лишить банк лицензии в стране был зафиксирован впервые.
К слову, этот банк не в первый раз привлекает внимание ОНФ. Так, во втором квартале 2015 г. эксперты Народного фронта провели мониторинг жалоб заемщиков на навязывание в банках дополнительных услуг, в том числе страховок к потребительским кредитам. По итогам мониторинга был составлен рейтинг финансовых организаций, на которые потребители жалуются чаще всего. «Русский Стандарт» также оказался лидером опроса с количеством жалоб более 80 (27% от всех проанализированных обращений).
«Мы не можем игнорировать многочисленные жалобы, поступающие от клиентов данного банка. Такой поток обращений, безусловно, требует проверки, – комментирует ситуацию руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов. – Поэтому ОНФ направит запрос в Центробанк РФ с просьбой проверить деятельность «Русского стандарта». Даже в том случае, если люди нарушают договор и не платят по кредиту, никто не имеет права унижать их и угрожать личной безопасности, это абсолютно недопустимо».
Согласно данным Банка России и Росстата, с начала 2015 г. объем кредитной задолженности россиян сократился на 5,4% и составил 10,69 трлн руб. А вот размер просроченной задолженности вырос на 20,8% – до 804 млрд руб. В этой связи банки активно продают «плохие» долги: за шесть месяцев было выставлено на продажу 279 млрд руб., что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2014 г.