Каждая третья жалоба в проект ОНФ «За права заемщиков», по статистике, связана с жесткими методами взыскания задолженности. Очередной резонансный случай с недобросовестным взысканием долгов произошел на днях в Челябинске: коллекторы одной из микрофинансовых компаний обстреляли окна должника из травматического оружия. Летом 2015 г. «черные» коллекторы были признаны угрозой национальной безопасности России, после чего правительству РФ было дано поручение в кратчайшие сроки подготовить закон, регулирующий их деятельность. Ввиду возрастающей актуальности активисты ОНФ призывают правительство ускорить внесение в Госдуму разработанного в начале осени Минэкономразвития законопроекта.
По словам эксперта проекта ОНФ «За права заемщиков» в Челябинской области Елены Фасаховой, данный инцидент — далеко не первый в арсенале местных коллекторов, которые используют различные методы воздействия на должников в целях погашения кредитной задолженности.
Среди наиболее распространенных инструментов воздействия коллекторов — предъявление угроз о внесудебном изъятии единственного жилья или имущества должника, причинении вреда жизни и здоровью должника, а также его родственникам, распространения в устной и письменной форме информации о наличии кредитной задолженности заемщика третьим лицам, оскорбление, запугивание и иные нарушения. В некоторых случаях действия взыскателей являются уголовно наказуемыми деяниями.
При этом необходимость назначения наличия регулятора и установления четких правил игры не подвергается сомнению даже самими коллекторами (из числа добросовестных). По сути, сейчас на взыскателей можно пожаловаться только в правоохранительные органы, и то, если речь идет уже о прямой угрозе жизни и здоровью (что необходимо еще и зафиксировать).
По словам руководителя общественной организации «Кредитный правозащитник» Михаила Алексеева, особенно удручает обстановка в малых городах, где противоправное поведение коллекторов все больше напоминает бандитский беспредел 90-х.
«Угрозы расправой, силовое воздействие на должников и их близких, распространение порочащих сведений — это не перегибы на местах, а стандартный алгоритм действий в регионах, — пояснил Алексееев. — Если ситуация не изменится, то в ближайшее время мы увидим рост количества резонансных преступлений со стороны коллекторов, ведь уже очевидно, что безнаказанность порождает все новые преступления. «Ситуация становится все более тревожной, и мы не должны возвращаться к недавнему прошлому, когда конфликты решались при помощи криминальных методов, — сообщил руководитель проекта „За права заемщиков“, зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов. — Как общественников нас волнует не сам факт регулирования рынка, а то, что права потребителей финансовых услуг должны быть полностью защищены, в том числе и в плане взыскания просроченной задолженности».
Виктор Климов напомнил, что в июне внес в Госдуму законопроект, который ограничивает число максимально возможных контактов коллектора с должником, а также запрещает разглашать информацию о долге третьим лицам. На данный момент никаких изменений в статусе законопроекта не произошло.
В этой связи ОНФ обращается к правительству РФ с просьбой принять все необходимые меры для скорейшего прохождения законопроекта после его публичного обсуждения, потому что откладывать его уже не представляется возможным: с усугублением кризисных явлений в экономике растет и просрочка, а вместе с ней — и коллекторский «беспредел».