В России продолжает набирать обороты оформление кредитов на покупку косметических средств прямо в салонах красоты, которое вызывает множество жалоб со стороны граждан, ссылающихся на массовые случаи психологического давления и даже применения к ним психотропных веществ. Кредиты выдают известные банки: «Ренессанс кредит», «Альфа-банк», «Русский Стандарт», «ХКФ Банк», «Кредит Европа банк» и другие, делая вид, что это обычное POS-кредитование (выдача кредитов в торговых точках). При этом все они вольно или невольно становятся соучастниками сомнительных схем, игнорируя необходимость проверки благонадежности контрагентов.
Активисты Общероссийского народного фронта побывали в одном из таких салонов красоты в г. Ростове-на-Дону, сделали съемку скрытой камерой и направили заявление в правоохранительные органы с просьбой разобраться в ситуации. А ситуация действительно становится все более тревожной: тысячи пострадавших, огромная сеть по всей стране, подделки подписей, угрозы со стороны коллекторов людям с требованиями вернуть взятые в долг деньги.
Мошенники действуют по проверенной схеме: приглашение по телефону на первую бесплатную косметическую процедуру (непременно — с паспортом), активная продажа косметики (по словам многих женщин, сопровождающаяся навязчивым предложением выпить воды или сока, в котором находятся наркотические вещества, вызывающие помутнение сознание и эйфорию), заключение кредитного договора. В делах фигурируют суммы в десятки и даже сотни тысяч рублей, причем кредит сразу одобряют всем — даже безработным и пенсионерам. Причем на приложениях к договору нередко отсутствует печать и наименование организации.
Подобная схема по продаже косметических средств в кредит процветает в средних и крупных городах России уже несколько лет. Названия салонов красоты, марок косметики (больше всего жалоб связано с Desheli и Mon Platine) и кредиторов меняются, но принципы работы остаются неизменными: агрессивный маркетинг, псевдомедицинский подход, немедленное одобрение кредита и невозможность расторжения договора (по действующему законодательству, косметические средства не подлежат возврату), жесткие методы взыскания.
В проект ОНФ «За права заемщиков», в частности, обратилась пожилая женщина, которая пришла на предложенную бесплатную процедуру в салон красоты после продолжительной терапии, обусловленной тяжелой болезнью. По ее словам, в предложенный ей сок был подмешан наркотик. Придя в себя, она обнаружила, что должна банку более 100 тыс. руб. (подлинность стоящей на документе подписи — под большим вопросом). Поскольку платить по кредиту она отказывалась, банк продал ее долг коллекторам, которые теперь терроризируют женщину, угрожая отнять квартиру.
По всем вышеуказанным фактам экспертами проекта будут поданы запросы и проведена проверка. Однако волшебным образом ситуация вряд ли решится, и столкнувшимся с подобными случаями людям следует немедленно написать заявление о неплатежеспособности в банк-кредитор с требованием расторжения кредитного договора, а также уведомить надзорные и правоохранительные органы.
«Мошенники действуют очень грамотно с юридической точки зрения, однако правоохранительные органы не могут бесконечно закрывать глаза на подобную деятельность, — говорит руководитель проекта „За права заемщиков“, зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов. — Весьма странно, что все это до сих пор не привлекло пристального внимания МВД и прокуратуры, несмотря на многочисленные обращения и жалобы. Как минимум должны быть проверены факты использования психотропных веществ, под действием которых, как утверждают пострадавшие, они подписывали договор. Вызывает законное опасение и легкость, с которой банки выдают кредиты. А когда подделываются подписи клиента на договоре, возникает логичный вопрос о преступном сговоре. Неужели все это не является поводом для расследования?
У нас есть ряд вопросов и к надзорным органам, потому что массовая и бесконтрольная выдача кредитов, сопровождаемая очевидными нарушениями, на наш взгляд, должна заинтересовать как Центробанк, так и Роспотребнадзор. Что касается банков, то они вольно или невольно становятся соучастниками сомнительных схем, отказываясь принимать меры в данной ситуации и игнорируя необходимость проверки благонадежности контрагентов. Мы будем продолжать собирать информацию о конкретных финансовых учреждениях, которые сотрудничают с недобросовестными салонами красоты, и сообщать об этом общественности. Хотелось бы надеяться, что репутация окажется для банков в итоге важнее прибыли».