Растет количество жалоб граждан на недобросовестные практики автокредитования в салонах, особенно на подержанные автомобили. Уже внеся часть суммы, клиенты узнают о новых условиях и платежах, которые в итоге значительно увеличивают реальную цену машины. Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» обратились в ЦБ РФ с просьбой проверить соблюдение сотрудниками банков, на которые поступает наибольшее число жалоб, норм информирования клиентов при заключения кредитных договоров.
Несмотря на общее сокращение рынка автокредитования, доля автомобилей, покупаемых в кредит за счет приобретения более дешевого и поддержанного транспорта, за прошедший год увеличилась. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2015 г. доля автомобилей, покупаемых в кредит, составила 37,1% от всех автопродаж в среднем по России (в 2014 г. — 35,2%). Эксперты НБКИ связывают такую тенденцию с действующей программой господдержки по автокредитам.
Показатели автокредитования различаются в разных субъектах РФ. Наибольшая доля «кредитных» покупок авто наблюдалась в Ленинградской области (63,3% от всех зарегистрированных новых автомобилей), Удмуртии (57%), Адыгее (54,6%), Марий Эл (54,4%), Бурятии (54,1%). В Москве и Московской области, где происходит больше всего сделок с автомобилями, доля «кредитных» сделок, по информации НБКИ, составила 20,5 и 30,8% соответственно. В то же время выросло и количество жалоб граждан на кредитные мошенничества в автосалонах. Преимущественно подобные обращения связаны с продажами подержанных авто. В своих обращениях граждане поясняют, что автосалоны сначала предлагают выгодные условия приобретения подержанного автомобиля в кредит. Однако процесс переговоров и оформления документов намеренно затягивается, при этом появляются дополнительные условия и платежи (страховки, комиссии, дополнительные проверки авто и т.п.), о которых заранее никакой информации не предоставлялось. Причем обычно к моменту появления дополнительных платежей клиент уже успевает внести часть денег в кассу салона, что вынуждает его соглашаться на выдвигаемые условия. В результате всех этих манипуляций стоимость автомобиля может превысить первоначально заявленную на 30–100%. В отдельных случаях люди сообщают, что автомобиль при этом еще и не соответствовал заявленным параметрам, например год выпуска в паспорте транспортного средства отличался от изначально заявленного.
В жалобах на навязывание дополнительных услуг чаще других фигурируют банки, активно работающие на рынке автокредитования. По данным мониторинга публичных источников, проводимого экспертами проекта ОНФ «За права заемщиков», наибольшая доля жалоб по автокредитованию приходится на «Плюс Банк» (40,6% от всех жалоб на него на сайте banki.ru приходится на автокредиты), а также «Сетелем банк» (27,3% от всех жалоб).
«На самом деле рынок подержанных автомобилей содержит много проблем. Это касается не только кредитов, но и страховки, действий недобросовестных перекупщиков. Основная проблема в том, что граждане, как правило, не читают кредитный договор или подписывают его, даже если недовольны условиями. Что касается банков, которые чаще других фигурируют в жалобах, то мы обратимся в ЦБ с просьбой проверить соблюдение их сотрудниками норм закона о потребительском кредите в части информирования на этапе заключения кредитных договоров», — отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов».
Пока же эксперты рекомендуют покупателям подержанных автомобилей выбирать проверенного продавца, работающего на рынке не менее года, выяснить максимум информации об условиях кредитования и дополнительных платежах у представителя банка, работающего в автосалоне, параллельно позвонить непосредственно в банк и проконсультироваться по деталям автокредита, почитать отзывы о банке и автосалоне. Соблюдение этих несложных советов сведет к минимуму вероятность обращения к недобросовестным участникам рынка.