В России идет не объявленная война: коллекторы против должников. Новая тенденция — жертвами этого противостояния все чаще становятся дети. Пример этой недели: в Екатеринбурге сотрудники коллекторского агентства замуровали в квартире школьника. А не так давно в Новосибирске взыскатели долгов разместили на улицах города фото годовалой девочки в траурной рамке. С ребенком на самом деле все было в порядке, просто это был такой радикальный метод воздействия на ее родителей, которые просрочили с выплатами по кредиту. Почему слово «коллектор» сегодня стало синонимом слова «бандит» и как остановить волну насилия? Корреспондент «МИР 24» Ксения Крихели разбиралась в проблеме.
В кошмар жизнь Анны и Александра Кузнецовых превратилась месяц назад. Как только семья перестала платить по кредиту, появились коллекторы. Их жертвой стал ребенок. Взыскатели не церемонились: замуровали дверь герметиком, угрожали поджечь квартиру, когда 12-летний мальчик был дома совсем один.
История с другой жительницей города, Анастасией, как под копирку. Коллекторы тоже испортили входную дверь и обрезали провода. С той лишь разницей, что кредит брала не она, а соседи. «На меня посыпались угрозы. Что они (коллекторы) приедут, меня изнасилуют. Говорили: ты же хочешь растить здорового ребенка, а не обуглившееся существо», — рассказывает женщина.
Одно из российских адвокатских бюро специализируется на разрешении финансовых споров. Каждый день — десятки клиентов и поток с каждым днем лишь увеличивается. Юрист Наталья Дубовис говорит о новой опасной тенденции: под прицелом кредиторов — дети. А иногда коллекторы даже угрожают заминировать ясли или детские сады. Так, к примеру, недавно было в городе Сальске. В тот момент там проводили детский утренник: все закончилось эвакуацией.
Взыскатели выбрали конкретный детсад не просто так. Узнали, что здесь подрабатывает их «клиент»: женщина три года назад взяла кредит в 6 тысяч рублей. Вернуть не смогла, а долг превратился в 120 тысяч. «Она даже не была нашим сотрудником, просто к нам приходила. Ведет кружок хореографии. Видимо, так получилось, что наиболее больное место это здесь», — рассказывает директор детского сада «Голубок» Татьяна Киселевская.
А следующая история шокировала всю страну: двухлетний Руслан едва не сгорел заживо. Коллектор бросил в окно дома бутылку с зажигательной смесью. Исмаил Гусейнов — дед мальчика — тоже пострадал. Это он взял кредит в 4 тысячи рублей на лечение сына. Теперь должен в десять раз больше — 40 тысяч.
Выбить долги таким радикальным способом решил бывший полицейский Дмитрий Ермилов. Из органов был уволен — попался на краже. Бывшие сотрудники правоохранительных органов и отставные военные: мужчины крепкого телосложения — типичный образ российского коллектора. Результаты, как правило, гарантируют.
На сайте одного из коллекторских агентств обещают альтернативные методы выбивания долгов: переговоры и психологическое давление, официальные силовые методы возврата задолженности, воздействие на окружение (соседи, коллеги по работе, друзья), экономическое давление.
Все это тянет сразу на несколько статей Уголовного кодекса, говорит депутат Госдумы Виктор Климов. Он — автор одного из законопроектов о коллекторской деятельности. Таких документов в последнее время появилось целых три. Один вынесли в Госдуму председатели Совета Федерации и ГД Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин. Шансы, что его примут, велики.
Коллектора из бандита хотят превратить в финансового консультанта. Никаких угроз, никакого воздействия на соседей и коллег, и, конечно, никаких силовых методов. А пока полстраны рискуют стать потенциальными клиентами взыскателей. Кредит сегодня — у каждого второго россиянина. Есть даже свои рекордсмены: один умудрился оформить на себя сразу 26 займов.
Портрет типичного должника выглядит так: люди, которые взяли потребительский кредит, либо кредитную карту. Возраст — от 30 до 40 лет. Образование среднее, незаконченное высшее, а порой даже высшее. Как правило, это незамужние женщины или женатые мужчины с доходом в 15-25 тысяч рублей в месяц. При этом количество должников растет стремительными темпами. По сравнению с прошлым годом, их стало в два раза больше: уже 40 млн россиян просрочили платежи. Таковы данные международного рейтингового агентства Fitch. Общая сумма кредитов, выданных банками, — 11 трлн рублей. Эксперты такие масштабы объясняют кризисом.
«Значительное число граждан потеряли доходы. В среднем по стране доходы упали почти на 10% процентов за прошлый год. Для людей бедных доходы упали значительно больше, я думаю, что процентов на 15%. Естественно, когда они брали кредиты, они рассчитывали, что они будут выплачивать эту задолженность», — выразил уверенность финансовый омбудсмен Павел Медведев.