Активисты проекта ОНФ «За права заемщиков» помогли закрыть судебное дело в отношении заемщика из Магнитогорска Сергея П., который имел стабильный заработок и на протяжении восьми лет добропорядочно выплачивал ипотеку. Несмотря на это банк подал иск о его банкротстве, и судебная тяжба растянулась почти на пять месяцев.
Причина в том, что юрист банка неправильно оформил документы — он представил суду выписку из лицевого счета заемщика со сведениями, не соответствующими действительности. При этом на вопрос судьи о ложных данных, приведенных в документе, представитель банка ответить не смог. В документах, представленных банком на суде, указывалось, что платежи Сергея П. не принимались по договору ипотеки, но зачислялись в одностороннем порядке на его лицевой счет.
Активист проекта ОНФ «За права заемщиков» Елена Фасахова порекомендовала заемщику обратиться в банк, чтобы получить справку о текущей задолженности. А поскольку Сергей П. исправно выполнял свои долговые обязательства, то представитель банка выдал справку об отсутствии задолженности. К тому моменту дело уже находилось в суде, и заемщику было необходимо доказать, что он не может считаться банкротом.
Согласно федеральному законодательству, суд может признать гражданина банкротом, если заемщик имеет просроченную задолженность 500 тысяч рублей и не исполняет кредитные обязательства в течение трех месяцев. Поскольку в данном случае таких нарушений кредитных обязательств не было, активист ОНФ отстояла правовую позицию Сергея П. Суду были предоставлены все необходимые доказательства, подтверждающие добросовестное выполнение кредитных обязательств клиента. В ходе итогового слушания в Арбитражном суде Челябинской области суд признал заявление банка необоснованным и прекратил производство по этому делу.
— Нельзя сказать, что ситуация достаточно распространенная, и это хорошо, поскольку все, что происходит, больше напоминает мошенничество со стороны банка либо его отдельно взятых сотрудников. К счастью, заемщику при поддержке наших активистов удалось доказать в суде свою правоту. На мой взгляд, это не является ошибкой или некомпетентностью, а представляет собой откровенное злоупотребление правом.
Я полагаю, что заемщик может обратиться в суд и потребовать возмещения причиненного ему действиями сотрудника банка ущерба, в том числе морального. В случае, если такое обращение будет, мы возьмем рассмотрение этого дела на контроль. Кроме того, думаю, что в данной ситуации мы попросим разобраться в этом деле прокуратуру, — заявил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.