Активисты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» оказали поддержку в суде очередной жертве недобросовестного кредитования: женщине навязали в салоне красоты услуги более чем на 100 тыс. руб., а когда она попыталась расторгнуть договор кредитования, потребовали крупную компенсацию. Суд встал на сторону клиентки, однако теперь салон пытается уйти от ответственности и выплаты денег, сменив название.
Жительница Ростова-на-Дону обратилась в проект «За права заемщиков» с рассказом о том, что она откликнулась на приглашение пройти бесплатную процедуру в косметическом салоне «Богиня красоты», там ей стали настойчиво предлагали взять кредит и после продолжительных переговоров женщина подписала договор об услугах на сумму более 100 тыс. руб. Уже на следующий день она попыталась его расторгнуть, но в салоне потребовали за это компенсацию в размере 45 тыс. руб. С подобными жалобами в Кировский районный суд Ростова-на-Дону обратились уже 30 человек.
Женщина подала иск в Кировский районный суд. И при поддержке активиста ОНФ, юриста и правозащитника Михаила Алексеева выиграла дело. Однако даже с судебным решением женщина не может вернуть свои деньги, поскольку салон «Богиня красоты» сменил свое название. И хотя под новой вывеской работают те же люди, они уверены, что новое имя дает им право не платить по счетам.
Правозащитник пытался лично вручить повестку в суд сотрудникам организации, но, по его словам, повестку у него не приняли. «Несмотря на то, что там работают те же люди, все они говорят, что не являются сотрудниками «Богини красоты», — сказал он. А между тем банк, предоставивший женщине кредит, уже передал ее дело коллекторам, от которых она регулярно получала угрозы.
«Если бы салон работал с клиентами в рамках закона, и тем, кто передумал получать их услуги, возвращали деньги, то не было бы никаких проблем. Но в данном случае происходящее давно перешло рамки гражданско-правовой плоскости. В этой ситуации без вмешательства МВД и прокуратуры не обойтись», — считает Алексеев.
Подобная схема продажи косметических средств и услуг в кредит уже несколько лет процветает в средних и крупных городах России. Названия салонов красоты, марок косметики (больше всего жалоб связано с Desheli и Mon Platine) и кредиторов меняются, но принципы работы остаются неизменными: агрессивный маркетинг, подмешивание психотропных веществ в напитки клиенток, псевдомедицинский подход, немедленное одобрение кредита и невозможность расторжения договора (по действующему законодательству, косметические средства не подлежат возврату), жесткие методы взыскания.
«У нас есть ряд вопросов и к надзорным, и к правоохранительным органам. Массовая и бесконтрольная выдача кредитов, сопровождаемая очевидными нарушениями, на наш взгляд, должна заинтересовать как Центробанк с Роспотребнадзором, так и МВД. Что касается банков, то они вольно или невольно становятся соучастниками сомнительных схем, отказываясь принимать меры в данной ситуации и игнорируя необходимость проверки благонадежности контрагентов. Мы будем продолжать собирать информацию о конкретных финансовых учреждениях, которые сотрудничают с недобросовестными салонами красоты, и сообщать об этом общественности. Мы намерены обратить внимание правоохранителей и надзора на этот беспредел и принять наконец меры. Уверен, что репутация и лицензия окажутся для банков в итоге важнее сиюминутной прибыли», — сказал руководитель проекта «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.