В Кирове активисты ОНФ провели уроки финансовой грамотности и обсудили острые проблемы заемщиков

Дата публикации: 11.04.2016
Источник: onf.ru

В рамках программы «Кредитный фарватер» активисты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели уроки финансовой грамотности для студентов Вятского государственного университета. Помимо этого эксперты Народного фронта организовали круглый стол при участии представителей местных органов власти и общественников. Встреча была посвящена проблемам кредитной активности, просроченной задолженности и нарушения прав заемщиков в Кировской области.

Руководитель проекта «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов рассказал студентам Вятского госуниверситета об особенностях финансового рынка, возможных последствиях правового нигилизма граждан, правилах взаимодействия с взыскателями долгов, предупредил о том, какие схемы чаще всего используют финансовые мошенники, а также объяснил, как ОНФ помогает решать системные проблемы в этой сфере и какие законопроекты, касающиеся защиты прав потребителей финансовых услуг, находятся на рассмотрении в Госдуме.

Студенты также приняли участие в деловой игре «Кредитная азбука», прошли тест по составлению личного финансового плана и получили возможность задать вопросы экспертам. Самые активные участники «Кредитного фарватера» смогут стать волонтерами программы и проводить занятия по финансовой грамотности в школах, участвовать в рейдах и мониторингах проекта, а в будущем — стать активистами ОНФ.

Затем представители регионального штаба ОНФ провели встречу с сотрудниками правоохранительных структур, региональных ведомств, кредитных и правозащитных организаций Кировской области и обсудили с ними самые злободневные темы, связанные с правами заемщиков.

В первую очередь встал вопрос о правоприменении в регионе механизма банкротства физических лиц. Участники круглого стола отметили, что, как и в целом по России, в Кирове исполнение нового закона затруднено из-за недостаточного материального обеспечения работы финансовых управляющих, участвующих в процедуре. Размер вознаграждения в 10 тыс. руб. и 2% от реализации имущества, которого, скорее всего, у потенциального банкрота нет, слабо мотивируют арбитражных управляющих на работу с самыми проблемными должниками, а именно они в большинстве случаев нуждаются в процедуре банкротства.

Новая проблема в применении закона, о которой эксперты услышали именно в Кирове, заключается в том, что местные суды отказывают в процедуре банкротства гражданам, если у тех отсутствует имущество. Участники встречи проиллюстрировали свои слова невеселыми историями о пенсионерах и малообеспеченных гражданах, попавших таким образом в полностью безвыходное положение. По мнению активистов проекта «За права заемщиков», это очень странное толкование норм, поскольку фактически делает неприменимым механизм банкротства для тех, у кого действительно ничего нет, отдавать нечем и нет никакой перспективы как-то решить проблему. А это как раз та категория граждан, которая, по логике законодателей, и является целевой «аудиторией» закона о банкротстве физлиц.

«Наши активисты занимаются этим вопросом и, безусловно, добьются, оспорят эти решения в апелляции и кассации, но совершенно непонятно, почему люди должны ждать, мучиться, терпеть звонки со стороны коллекторов и ждать адекватного правоприменения», — прокомментировал ситуацию Виктор Климов.

Кроме того, отмечалось, что острой проблемой нередко становятся действия банков, которые с началом процедуры банкротства блокируют все имеющиеся у них счета гражданина, не различая на них средства, которые по закону не могут быть удержаны. В первую очередь речь идет о социальных выплатах, пенсиях по случаю потери кормильца, детских и ветеранских пособиях и прочем. Активисты проекта в регионе отметили несколько таких фактов.

Отмечалось также, что многие кредиторы в начале процедуры банкротства зачастую представляют в суд недостоверные данные о реальных долгах гражданина или затягивают предоставление информации, чтобы максимально отстрочить начало реструктуризации. Им выгодно тянуть до последнего, «накручивая» максимально возможное количество процентов на долги и так уже попавшего в непростую ситуацию человека.

Помимо этого, участники круглого стола обсудили нарушения страховщиков при продаже полисов ОСАГО. Уже известными всем способами — через затягивание рассмотрения заявлений, искусственное создание очередей, «внезапное» отсутствие бланков — многие страховые компании Кирова фактически саботируют исполнение закона, и очевидно, что санкции, которые может применить к ним надзор, недостаточны и несущественны. По словам активистов проекта «За права заемщиков», есть факты, когда отдельных страховщиков и их представителей штрафовали на несколько тысяч рублей, но это скорее исключение, ведь доказать нарушение достаточно непросто.

Актуальными для Кировской области оказались и многие другие проблемные темы финансового рынка — деятельность «раздолжнителей», мошенников, финансовые пирамид.

В частности эксперты упоминали в том числе и известную уже всей стране компанию «Эскалат», которая под видом оказания юридических услуг должникам продает пакет по сути бесполезных типовых документов. Однако правоохранительные органы разводят в этом случае руками, ссылаясь на отсутствие формальных нарушений и неграмотность потребителей.

«В целом и результаты обсуждения в ходе встречи, и практика работы нашего актива в регионе позволяют сделать ряд наработок, благодаря которым мы сможем точечно отреагировать на схемы, которыми „креативные“ ростовщики продолжают загонять людей в астрономические долги, в том числе уговаривая оформить залог на единственное жилье должника и всей его семьи», — отметил Виктор Климов.

Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» пообещал, что все вопросы, поднятые в рамках круглого стола, будут проанализированы и представлены на обсуждение на предстоящем втором Межрегиональном форуме ОНФ.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Сообщить о мошенниках

      Если вы столкнулись с подозрительной финансовой схемой, стали жертвой телефонного или интернет-мошенничества – сообщите нам. Мы проверим ваш сигнал и передадим информацию в надзорные органы.










      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста