Утверждение Национальной ассоциацией профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) этического кодекса — полезное решение, но оно будет работать только тогда, когда за нарушение установленных правил участники рынка взыскания будут исключаться из саморегулируемых организаций (СРО). Такое мнение в комментарии корреспонденту ONF.RU высказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.
Совет НАПКА утвердил для своих участников новый этический кодекс, пишут «Известия». Теперь членам ассоциации запрещено общаться с должниками на «ты», использовать технические средства, позволяющие скрывать номер телефона при звонках, упоминать в разговоре названия силовых органов.
Также ассоциация запретила коллекторам разговаривать о задолженности с детьми и с «третьими лицами», препятствовать работе организаций сферы здравоохранения, образования, стратегически важных объектов инфраструктуры. В связи с этим под запретом оказалась рассылка сообщений друзьям должника в социальных сетях, общение с коллегами должника по работе и с другими знакомыми. В том числе новый кодекс обязывает компании разработать сценарии взаимодействия с должником (переговоры, личные встречи, сообщения) и использовать только утвержденные шаблоны.
«В целом я за саморегулирование. В этом смысле деятельность НАПКА, которая объединяет цивилизованные коллекторские агентства, готовые к выработке неких норм и правил, является полезной, особенно с учетом того, что она создавалась в условиях, когда специального регулирования этой деятельности не было. Другой вопрос, что входящие в эту ассоциацию агентства периодически попадались в нашем мониторинге проекта ОНФ „За права заемщиков“ как не вполне соответствующие тому, что они декларируют. В этом смысле саморегулирование — это, скорее, мягкая сила», — подчеркнул Климов.
При этом, по его словам, принятые стандарты деятельности окажутся полезными, если они будут определяться и контролироваться на уровне саморегулируемых организаций, но главное во всех этих процессах — то, чтобы механизм действительно работал: «Если не будет соответствующего надзора и последствий для тех, кто нарушает требования, то все это бессмысленно. Поэтому важно не только принять такой инструмент, но и сделать его рабочим».
Механизмом, который позволит не просто продекларировать правила поведения участников рынка взыскания, но и контролировать соблюдение принятых норм, по мнению Климова, может стать поправка, внесенная им к законопроекту «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов».
«В законопроект Сергея Нарышкина и Валентины Матвиенко по защите прав при осуществлении взыскания, который сейчас обсуждается в Госдуме, я внес поправку, которой как раз вводится обязательность для участников рынка взыскания состоять в саморегулируемых организациях. Это ни в коем случае не отменяет государственный надзор, но как дополнительная мера эта инициатива может быть очень полезной. Членство в СРО означает, что если кого-то оттуда выгнали, то участник рынка уже не может осуществлять деятельность и в том числе будет исключен из государственного реестра», — подчеркнул Климов.