Активисты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» в Алтайском крае выявили нарушения прав потребителей финансовых услуг при покупке и оформлении полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). В апреле — мае 2016 г. мониторинг ситуации на рынке автострахования прошел в 70 регионах страны. В результате выявлены многочисленные нарушения условий продажи полисов ОСАГО.
По результатам обращения в страховые компании и опроса автовладельцев активисты ОНФ в Алтайском крае выявили навязывание дополнительных страховых продуктов и применение некорректного значения КБМ (коэффициента «бонус-малус») при заключении договора. Значение КБМ влияет на стоимость полиса. Не желая давать клиентам скидку за безаварийную езду, страховые компании, как правило, применяют понижающий коэффициент. Автовладельцы жалуются на очереди в офисах страховщиков, хотя по телефону сотрудники утверждают, что полис можно купить или переоформить без особых проблем в любое удобное время. Опрошенные водители сообщают о расхождении реальной стоимости полиса с рассчитанной на сайте страховой компании.
Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Алтайском крае Марина Ермоленко считает, что необходимо менять ситуацию на законодательном уровне. «По инициативе Общероссийского народного фронта Госдумой в первом чтении одобрено ужесточение ответственности страховщиков за отказы в продаже полисов или навязывание дополнительных услуг. Кроме того, компетентным органам стоит проверить, на каких условиях страховые компании работают с посредниками. Речь идет о настройках программных продуктов для оформления полисов ОСАГО. Пользуясь ими, страховые агенты и брокеры вынуждены навязывать дополнительное страхование клиентам, иначе просто не смогут работать на рынке», — отметила Ермоленко.
Не менее острой проблемой в сфере автострахования «фронтовики» считают формальное проведение технических осмотров автомобилей. Оно не позволяет оценить реальное состояние транспортного средства, выявить неполадки и тем самым предотвратить аварию на дороге.
Информация о выявленных нарушениях будет направлена в Банк России, который наделен полномочиями для применения мер воздействия к страховщикам.
Ранее в ОНФ уже отмечали, что проблемы на рынке автострахования носят всероссийский масштаб. В 52 регионах выявлены нарушения условий продаж полисов ОСАГО. Доля страховщиков, работающих с нарушениями, в отдельных регионах достигает почти 70%. По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков», депутата Госдумы Виктора Климова, снижение количества жалоб, зафиксированное летом-осенью прошлого года связано не с тем, что нарушения прекратились. «В значительной мере (и теперь это точно понятно) снижение было обусловлено двумя факторами: сезонностью (отсутствием пикового спроса) и усталостью потребителей жаловаться, поскольку в большинстве случаев это не приводит к результату. Эксперты Общероссийского народного фронта обоснованно били тревогу и предупреждали, что с началом дачного сезона ситуация обострится вновь. В этот период к страховщикам потянутся далеко не самые обеспеченные граждане — бюджетники и пенсионеры, которые ездят на личном транспорте с апреля по октябрь», — подчеркнул Климов.