В адрес проекта ОНФ «За права заемщиков» все чаще стали поступать обращения о неправомерном безакцептном (без распоряжения владельца счета) списании средств. Памятка, разработанная экспертами и юристами ОНФ, содержит алгоритм действий и образцы документов для тех, кто хочет избежать или прекратить безакцептное списание средств. Простую и понятную инфографику с образцами документов можно посмотреть здесь. В ней говорится, что первым шагом должно стать обращение в банк с требованием об отзыве заранее данного акцепта.
Как рассказала активист проекта Елена Фасахова, зачастую банки более охотно одобряют и выдают кредиты тем клиентам, которые уже имеют в этих банках так называемые зарплатные счета или счета для социальных выплат. Таким образом, кредитные учреждения стремятся упростить для себя процедуру взыскания, рассчитывая на безакцептное списание в случае просрочки выплат по кредиту. При этом сотрудники банков, случается, не утруждают себя проверками назначения счетов своих клиентов. В практике проекта есть случаи, когда банки списывают с дебетовых счетов заемщиков все находящиеся там деньги, тем самым лишая своих клиентов средств к существованию.
Вот одно из типичных обращений в электронную приемную на сайте zapravazaemschikov.ru. «Банк списывал ежемесячно с дебетовой карты средства, не удостоверившись в назначении денег на счету, в счет погашения кредита. Данный счет был открыт для выплаты алиментов ребенку. Можно ли как-то прекратить эти списания и куда мне с моими претензиями обращаться?» — спрашивает одна из заявительниц.
В Гражданском кодексе указано, что основанием списания средств является решение суда или распоряжение клиента, которое чаще всего прописано пунктом кредитного договора. Активисты проекта регулярно напоминают о том, что гражданам следует быть более внимательными при подписании кредитного договора и не бояться уточнять, задавать вопросы, если какие-то пункты непонятны. Чаще всего банки применяют безакцепное списание именно потому, что одним из пунктов кредитного договора значится распоряжение заемщика об этом. И, подписывая такие документы, граждане дают свое согласие на выполнение этой процедуры.
Если банк не удовлетворяет требования заемщика, то необходимо направить жалобу в Роспотребнадзор и отстаивать свои права в суде. Образцы документов в ближайшее время будут опубликованы на сайте проекта и на официальных страничках «За права заемщиков» в социальных сетях.