По оценкам участников рынка автострахования, в Башкирии до 50% выплат по ОСАГО приходятся на долю автоюристов. По словам депутата Государственной думы, руководителя проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктора Климова, это практически столько же, сколько идет на возмещение ущерба. При этом умалчивается, что впоследствии автовладельцам придется заплатить 13% подоходного налога с тех сумм, которые автоюристы берут себе.
Эксперт утверждает — такую ситуацию породил сам рынок. Плохо выплачивались возмещения, игроки рынка нарушали правила, оценки ущерба проводились некорректно: «В результате образовался фактически самостоятельный бизнес, который сейчас на этой проблеме очень неплохо зарабатывает, причем заработки эти сомнительного свойства, поскольку речь идет и о фальсификации аварий, и о подделке документов. Там на самом деле целый спектр: от нормальных юристов, которые реально помогают гражданину отстоять свои права в суде и получить адекватное возмещение ущерба в результате аварии, до откровенных мошенников».
Ситуация дошла до того, что автоюристы приезжают на место ДТП раньше ГИБДД, говорит эксперт. Этот бизнес напоминает деятельность ритуальных контор, которые получают информацию об умерших от медиков. Страховщики отмечают: автоюристы быстро находят источники, которые сливают им информацию о происшедших авариях и других нюансах, помогающих выигрывать процессы у страховых компаний. Комментирует Виктор Климов: «Это говорит о том, что там есть какие-то коммуникации, что этот бизнес, в общем, уже выстроил отношения. Это как раз то, что на уровне практики нужно решать на уровне республики, на месте. А системный пересмотр ОСАГО, баланс стоимости и выплат нужно рассматривать и подходить к нему регулятору на федеральном уровне, потому что стоимость ОСАГО дальше повышать нельзя категорически, цена и так сегодня предельная. Повышать штрафы за езду без полиса, на мой взгляд, это тоже провокация со стороны рынка. Это не тот инструмент, которым можно решить проблему. Нужно садиться, честно считать и делать инструменты, которые позволят этому страховому продукту работать так, как он должен работать по первоначальному замыслу».
Явный признак деятельности черных автоюристов — это документы о возмещении ущерба по ОСАГО, поступающие почтой. Как рассказали представители одной из страховых компаний, в Башкирии пока нет подтвержденных фактов подобных действий, но в некоторых регионах это явление приняло серьезные масштабы, к примеру, в Краснодарском крае.
В качестве решения проблемы недобросовестных действий автоюристов на рынке ОСАГО автостраховщики предлагают на законодательном уровне ввести возмещение ущерба после аварий по полисам в виде оплаты ремонта по документам, а не перечислением средств на счет автовладельца либо представляющих его интересы юристов.