Инструкцию можно скачать здесь: часть 1, часть 2.
Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» разработали новую подробную инструкцию для своих активистов, которая поможет правильно собрать доказательства, подтверждающие нарушения страховщиков при оформлении договоров ОСАГО. Это даст возможность автовладельцам отстаивать свои права при обращении в Центробанк РФ с жалобой на незаконные действия страховых компаний и привлекать страховщиков к ответственности.
Летом 2016 г. проект ОНФ «За права заемщиков» выпустил памятку о порядке действий автовладельцев, которым страховщики отказали в оформлении полиса ОСАГО. Эксперты также разработали образцы претензий и жалоб для обращений в страховую компанию, Центробанк РФ и Роспотребнадзор. Руководствуясь этими справочными материалами, граждане стали просить о защите своих прав ЦБ, однако регулятор часто отказывает им, ссылаясь на то, что не имеет достаточных доказательств совершенных нарушений.
Чтобы помочь автомобилистам в этом вопросе, эксперты подготовили подробную инструкцию, которая поможет автовладельцам в сборе доказательной базы для привлечения страховой компании к ответственности за нарушения закона.
В частности, в инструкции говорится, что если вам отказывают в оформлении полиса ОСАГО, настаивайте, чтобы вам отказали не устно, а письменно. Для этого предоставьте страховщику все необходимые документы для заключения договора страхования, а заявление о заключении договора оформите в двух экземплярах, один — для страховщика, второй — для себя, и на нем попросите поставить отметку о принятии страховщиком полученных документов. Если он отказывается принимать у вас документы, отправьте их по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения, при этом сохраните доказательства отправки документов.
Помимо этого автовладельцы могут зафиксировать доказательства неисполнения или ненадлежащего исполнения страховщиком своих обязательств, сделав аудио- или видеозапись своего разговора со страховщиком или страховым агентом, в ходе которого тот отказал в заключении договора ОСАГО или навязал дополнительные услуги. Среди других способов доказать нарушение — показания свидетелей, документы, составленные правоохранительными органами, и т.д.
Все это пригодится в том случае, если страховщик не исполнит обязательств по заключению договора ОСАГО в течение 10 дней с даты получения документов и не среагирует на письменную претензию клиента. Тогда придет очередь жалобы в Центробанк, к которой и надо будет приложить имеющиеся доказательства.
«К сожалению, доказать факт нарушения закона непросто. Причем доказательства нужны такие, чтобы у судьи, который принимает окончательное решение по представлению надзора, были достаточные основания наказать виновных. Весь этот „огород“, к сожалению, приходится городить из-за того, что поведенческий надзор за участниками финансового рынка и за страховщиками, в частности, фактически отсутствует. Конечно, это ненормально, когда потребитель должен вот такими изощренными способами доказывать, что в отношении него нарушен закон. И это большой вопрос к регуляторам. Мне трудно себе представить, чтобы на развитых потребительских рынках других стран происходило нечто подобное», — пояснил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Наталья Костенко рассказала, что минувшим летом были проведены рейды в нескольких муниципалитетах Краснодарского края, и там активисты ОНФ столкнулись с тем, что в абсолютном большинстве местных филиалов страховых компаний невозможно сразу приобрести полис ОСАГО. Автовладельцам приходится записываться в очереди длиною в сотни, а то и тысячи человек, регулярно отмечаться и месяцами ждать своей возможности оформить договор автострахования. Костенко считает, что причина происходящего — чаще всего в плохой организации работы филиалов. И при этом мало кто из граждан догадывается, что действия страховщиков, отказывающих в выдаче полиса, незаконны, что за это компанию можно привлечь к ответственности. «Обо всех фактах нарушений, которые активисты ОНФ зафиксировали в ходе рейда, мы сообщили в прокуратуру и Центральный банк РФ и ждем результатов проверок. Но и сами автовладельцы могут помочь ускорить наведение порядка в отрасли, если не станут безропотно терпеть этот страховой бардак, а воспользуются памяткой, разработанной юристами ОНФ, и обратятся за защитой своих прав в регулирующие органы», — отметила Наталья Костенко.
По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова, надзор, его полномочия и реальные действия в отношении участников рынка должны быть такими, чтобы у последних даже мысли не возникало нарушать закон, тем более так откровенно, нагло и массово. Он отметил, что ситуация постепенно меняется. В том числе благодаря проекту «За права заемщиков» ужесточена ответственность за подобные нарушения. Однако происходит это медленно.
«И пока регуляторы и надзор слишком уж аккуратно подправляют и сам инструмент ОСАГО, и ответственность, и надзорные процедуры, мы вынуждены учить потребителя жаловаться компетентно и с удовольствием», — подытожил Климов.