Ох, как непросто бывает получить полис ОСАГО. Огромные очереди, многомесячное ожидание, частые отказы страховщика, невозможность доказать неправомерность отказа. Чтобы получить заветный полис, внимательно изучите данный материал. Ответы на самые распространенные вопросы подготовлены на основании памятки экспертов проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков».
Что такое ОСАГО?
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) — это страхование риска нанесения водителем ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при использовании транспортного средства.
Как правильно получить ОСАГО?
Услуга по заключению договоров ОСАГО должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика (филиале). Страховщик не имеет права отказать в оформлении полиса, если вы предоставили все необходимые документы.
Какие документы я должен предоставить?
- Заявление о заключении договора обязательного страхования (образец).
- Паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);
- Документ о регистрации транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);
- Водительское удостоверение или копию водительского удостоверения лица;
- Диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Я отдал все документы. Когда должен быть заключен договор?
По Гражданскому кодексу РФ (ст. 445) в течение 30 дней со дня, когда страховщик принял ваше заявление. Однако Правила профессиональной деятельности по продвижению услуг на рынке ОСАГО устанавливают иной срок — в день обращения клиента.
Что делать, если мне отказали в ОСАГО, потому что «нет бланков»?
Если вы предоставили все документы, вам обязаны выдать отказ в письменной форме. Свое заявление о заключении договора обязательного страхования оформите в двух экземплярах. На своем экземпляре попросите поставить отметку о принятии всех документов.
Если же страховщик отказался даже документы принять, отправьте их заказным письмом с уведомлением и описью вложения (сохраните доказательства отправки документов).
Для доказательства факта отказа зафиксируйте его в формате аудио- или видеозаписи либо в присутствии свидетеля.
Если страховщик принял документы, но не заключает договор в разумные сроки (10 дней)?
Обратитесь с письменной претензией в страховую компанию, прописав свои требования. Приложите к ней все доказательства приема у вас документов. Если страховая отказывается принимать претензию, направьте ее на юридический (фактический) адрес страховщика заказным письмом с уведомлением и описью вложения.
Если страховая компания не отвечает на ваши претензии, направьте жалобу с приложением всех вышеуказанных доказательств и документов в Банк России (Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России по адресу: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12 (E-mail: fps@cbr.ru). Обращение также можно направить, заполнив электронную форму на официальном сайте Банка России. Задать вопрос можно по телефону контактного центра Банка России: 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков по России).
Куда еще я могу обратиться в спорной ситуации?
Обратитесь в Российский союз автостраховщиков (РСА) (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3).
Дополнительную информацию об ОСАГО можно получить на сайте РСА. Задать вопрос можно по телефону горячей линии РСА: 8-800-200-22-75 (для бесплатных звонков по России).
Что делать, если мне навязывают дополнительные услуги?
Обратитесь с жалобой (с доказательствами навязывания дополнительных услуг, в том числе аудио- и видеозаписью) в Федеральную антимонопольную службу (123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11). А также в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (127994, г. Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5 — 7). Также вы можете обратиться с прокуратуру по месту своего жительства.
Могу ли я пойти в суд, если не удалось получить полис ОСАГО после обращения к страховщику и в федеральные органы?
Да, обращайтесь в суд по месту проживания с иском об оспаривании действий страховой компании. Вы вправе взыскать в судебном порядке неустойку за несвоевременное выполнение страховой услуги, а также вы будете освобождены от уплаты госпошлины.
Образцы необходимых документов (жалоб, претензии, искового заявления) расположены на сайте Общероссийского народного фронта.