Однако до сих пор не приняты документы, определяющие, кто и по каким правилам будет исполнять закон, не утвержден орган, который будет вести реестр легальных взыскателей, не ясны механизмы работы с «черными коллекторами». Успеют ли органы исполнительной власти закрыть эти пробелы до 1 января и начнет ли с нового года ситуация на рынке взыскания меняться к лучшему? Эти вопросы активисты проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За права заемщиков» обсудили на круглом столе с представителями профильных министерств, коллекторских агентств, регуляторов и правоохранительных органов.
«За последние годы слово „коллектор“ стало в России синонимом слова „бандит“. И то, что сегодня происходит с изъятием долгов у населения, во многих случаях не имеет никакого отношения к цивилизованным методам. В ходе дискуссии, которая идет в обществе в последние годы, звучали даже мысли о полном запрете коллекторской деятельности. Но нельзя никаким документом запретить долги по кредитам, а значит, работа по их взысканию необходима. Однако коллекторы должны быть финансовыми консультантами, помогающими должнику пройти сложный путь по возвращению просроченного долга. А не откровенными бандитами, которые пытаются взыскать долг, не взирая ни на Уголовный кодекс, ни на здравый смысл. Именно поэтому Госдума минувшим летом приняла закон о защите прав гражданина при взыскании долга», — отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Активисты ОНФ подчеркнули, что те люди, которые сейчас остались один на один с «криминальными взыскателями» и их методами из лихих 90-х, очень ждали принятия этого закона. 1 января 2017 года все его нормы вступают в силу. И к этому сроку должны быть полностью готовы инструменты для выполнения положений ФЗ: четко определен круг исполнителей, механизмы работы, составлен реестр коллекторских агентств, имеющих право работать на рынке взыскания, определен госрегулятор для надзора и контроля за ними. Однако до сих пор необходимые документы находятся в работе, уполномоченные органы не назначены, все существует лишь в проекте.
«И велика вероятность, что наступит 1 января и правительство будет вынуждено сказать, что ему нужно еще полгода, а потом еще несколько месяцев, чтобы все заработало. Мы не имеем права откладывать этот закон. Невозможно допустить, чтобы этот инструмент, который был обещан должникам как возможность прекращения творящегося беспредела, не заработал в назначенный законом срок. В Народный фронт, конкретно в наш проект, приходят сотни обращений с жалобами на действия коллекторов. Поэтому мы не дадим чиновникам возможности отмолчаться или переложить ответственность на кого-то», — заверил Виктор Климов участников обсуждения.
Не оспаривая претензии активистов ОНФ, все участники встречи, представляющие исполнительную власть, — Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство юстиции — подтвердили свою готовность с 1 января 2017 года обеспечить полноценную работу закона.
«Если государственный реестр коллекторских агентств должен работать с первого января, он будет работать с первого января», — заявила в свою очередь Татьяна Игнатьева, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов — ведомства, которое в проекте пока не принятого указа значится будущим уполномоченным федеральным органом.
Однако другие участники встречи высказали свои сомнения на этот счет, упрекнув правительство в непростительной медлительности. Так, президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Алексей Саватюгин выразил большую озабоченность перспективой вступления закона в силу с началом нового года, и заметил, что «неприлично так затягивать» работу по закону, который сам кабинет министров согласовал без единого замечания еще примерно год назад. У легальных взыскателей свои опасения: если не будет готов реестр, все они с 1 января лишатся права работать на рынке или должны будут платить штрафы в размере до 2 млн рублей.
Помимо этого, все участники круглого стола сошлись во том, что очевидно будут проблемы с правоприменительной практикой в отношении «нелегалов». Эксперты отметили, что, к сожалению, только законом эту проблему не искоренить — нужна практика. И в первую очередь более эффективно должна работать полиция общественной безопасности, поскольку именно к участковым в первую очередь идут граждане, пострадавшие от противоправных действий взыскателей, и в большинстве случаев получают отказ. Проведенная Генпрокуратурой по поручению президента РФ в 2015 году работа выявила огромное количество незаконных отказов в возбуждении уголовных дел, но ситуацию коренным образом не изменила.
Пока же представитель МВД предложил всем пострадавшим от действий «криминальных коллекторов» немедленно обращаться в полицию. Но при этом отметил, что гражданам надо иметь доказательства посягательств на их безопасность: справку о побоях, записи разговоров с угрозами и т.п. И сам при этом посетовал на недоверие граждан к полиции и частые отказы в возбуждении уголовных дел по таким заявлениям.
В свою очередь представитель Генпрокуратуры рассказал, что проведенные ведомством проверки выявили шокирующие случаи действий взыскателей, которые на деле часто оказываются вовсе не сотрудниками каких-либо структур, а просто физическими лицами, с которыми кредитор заключил устную договоренность, и дальнейшие «методы» выбивания долгов зависят только от криминальной фантазии этих граждан. При этом сотрудник надзорного органа справедливо отметил, что криминальное взыскание — это следствие, а причина кроется в том, что правила допускают такие ситуации, когда, заняв 5 тысяч рублей, через месяц человек оказывается должен 150 тысяч, которые, конечно, не в состоянии вернуть.
Руководитель Службы Центрального банка РФ по защите прав потребителей финансовых услуг Михаил Мамута пояснил, что работа в этом направлении уже ведется, и с апреля 2016 года долг с учетом процентов и штрафов не может превышать четырехкратную сумму займа, а с 1 января 2017 года — трехкратную. А с введением обязательных стандартов для микрофинансовых организаций будет ограничена и возможность многократного перекредитования гражданина. Эти ограничения исключат недобросовестную практику, когда человека целенаправленно загоняют в заведомо невозвратные долги.
«Нам важно, чтобы новый закон фактически заработал — пусть не с боем курантов 1 января, но в какой-то внятный срок без серьезных задержек. Мы договорились сегодня, что подумаем, как выстроить механизм координации действий всех участников процесса, в первую очередь — по отношению к „нелегалам“. При этом, конечно, нельзя забывать, что этот закон — только часть работы по созданию общих цивилизованных условий на рынке, которые бы исключили саму возможность попадания людей в долговую яму с безумными процентами. Финансовые продукты должны стать безопасными для граждан. Это не менее важно, чем, к примеру, безопасность продуктов питания, даже более важно — учитывая масштаб последствий. Сегодня финансовый омбудсмен Павел Медведев рассказывал, как молодой сотрудник солидного банка хвастался новыми способами обмануть клиентов при кредитовании, которые он изобрел. Такой подход к клиентам должен быть в принципе исключен. Да, безусловно, надо обеспечить работающими инструментами принятый закон о защите граждан при взыскании долгов, но надо идти дальше и работать с системными проблемами рынка», — заключил Виктор Климов.
Общероссийский народный фронт (ОНФ) — движение единомышленников, коалиция общественных сил, созданная в мае 2011 года. Лидером движения является президент РФ Владимир Путин. Региональные отделения Народного фронта работают во всех 85 регионах страны. Главные задачи ОНФ — контроль за исполнением «майских указов» и поручений главы государства, а также борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств.