Год работы закона о банкротстве физических лиц выявил немало проблем, которые не позволяют воспользоваться этим институтом тем должникам, у которых не осталось ни денег на оплату процедуры, ни имущества на реализацию. Процедура банкротства пока остается достаточно дорогой и сложной для большинства участников этого процесса. Минэкономразвития подготовило поправки, вводящие упрощенный процесс банкротства. Представители профильных ведомств, финансового рынка, Верховного суда РФ в ходе круглого стола, организованного проектом ОНФ «За права заемщиков», обсудили детали новой процедуры и призвали к ее скорейшему введению.
«Когда мы только обсуждали законопроект о банкротстве физических лиц, у участников рынка было много опасений, по просьбе ОНФ в этот процесс пришлось вмешаться даже президенту страны, чтобы сдвинуть принятие документа с мертвой точки. Банки волновались, что россияне начнут массового убегать от долгов, а новый закон станет для них такой „дыркой в заборе“.
Но прошло уже больше года с момента вступления закона в силу, и мы видим, что опасения не оправдались: в суды поступило около 30 тыс. заявлений, до конца рассмотрены около 800 дел. Но за год вылезли совсем другие проблемы: оказалось, что процедурой банкротства по сути не могут воспользоваться те должники, у которых не осталось ни денег на оплату довольно дорогих арбитражных управляющих, ни компетенции для того, чтобы разобраться в сложном законодательстве, ни имущества на реализацию», — описал ситуацию руководитель проекта «За права заемщиков», член Центрального штаба ОНФ Виктор Климов.
В связи с этим Министерство экономического развития РФ подготовило проект поправок в закон о банкротстве, предусматривающий введение упрощенной процедуры банкротства для физических лиц, при которой должнику не нужно будет обращаться за услугами к финансовому управляющему и предоставлять дорогостоящий анализ его финансового состояния.
Документ в настоящее время проходит стадию общественного обсуждения, но впереди у него еще внесение в Госдуму и несколько чтений. Эксперты Народного фронта обратили внимание на необходимость максимально ускорить принятие законопроекта, так как в нем остро нуждаются миллионы россиян.
«В такой ситуации при правильной подготовке документов и при добросовестности должника, который заявляет, что у него действительно нет никакого имущества, которое можно было бы взыскать за долги, банкротство должно происходить практически в автоматическом режиме», — подчеркнул Виктор Климов.
Активист проекта ОНФ «За права заемщиков» Дмитрий Бодров отметил, что воспользовались действующей редакцией закона о банкротстве физлиц разорившиеся индивидуальные предприниматели, они оказались наиболее подготовленными и смогли оплатить процедуру. А упрощенная процедура, предусмотренная в новом законопроекте, нужна основной массе должников — обычным гражданам.
Бодров обратил внимание на важный аспект, связанный не только с социальной, но и экономической стороной происходящего: по его словам, из-за того что процедура банкротства сегодня практически недоступна миллионам простых граждан, они уходят с официальной работы и переходят в теневой сектор экономики, чтобы избежать удержания у них половины зарплаты в пользу кредиторов.
Член правления Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Эдуард Олевинский подтвердил, что процедура банкротства пока остается достаточно дорогой, сложной и длится на деле нередко больше года, а не шесть месяцев, как прописано в законе. По этой причине в банкротстве нуждаются около 7 млн человек, а обратились в суды пока лишь около 30 тыс. То есть упрощение процедуры чрезвычайно актуально для огромного числа должников.
Заместитель директора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Михаил Бештоев подчеркнул, что в тексте подготовленного ведомством законопроекта уже были учтены замечания, прозвучавшие ранее от участников рынка и правозащитников, и выразил надежду на то, что ОНФ поддержит эту инициативу министерства.
«Мы выступаем за то, чтобы должники, не имеющие никакого имущества, могли пройти процедуру банкротства максимально быстро и просто. Да, они будут нести ответственность за представленные ими данные, и если они скроют наличие машины или дачи, за этим последует судебное разбирательство. Но огромное количество людей на самом деле ничего не имеют. И им совершенно не нужны недешевые услуги по оценке и реализации имущества. Минэкономразвития эту логику разделяет. Поэтому закон о банкротстве работает уже больше года, ключевые проблемы выявлены уже давно, а поправки мы только обсуждаем. Надо двигаться быстрее! Ведь люди целый год, не имея возможности пройти процедуру банкротства, продолжают жить в этом кошмаре с коллекторами, у них растут проценты по долгам. Поэтому мы всеми силами будем продолжать способствовать тому, чтобы упрощенная процедура появилась как можно скорее», — заключил Виктор Климов.