Проект «За права заемщиков» в 2017 г. будет работать над созданием концепции безопасности потребителей финансовых услуг

Дата публикации: 21.12.2016
Источник: onf.ru

В фокусе внимания проекта ОНФ «За права заемщиков» в новом 2017 г. будет безопасность потребителя на рынке финансовых услуг. Активисты проекта считают, что для этого нужны меры по созданию механизмов ответственного кредитования, а также необходим эффективный превентивный надзор. Помимо этого, активисты намерены добиваться создания института «единого окна», который поможет гражданам обратиться с жалобой на нарушителей прав потребителей финансовых услуг и значительно увеличит шансы на положительное решение вопроса.

«Говоря о безопасности потребителей финансовых услуг, в первую очередь мы имеем в виду внедрение принципов и механизмов ответственного кредитования, которые предполагают разделение ответственности финансовыми организациями за кредиты, выданные заемщикам уже с рискованной оценкой платежеспособности. Проще говоря, иногда финансовые организации, будь то банки или микрофинансовые организации (МФО), выдают своему клиенту следующий заем для того, чтобы покрыть предыдущий, и не обращают при этом серьезного внимания на недостаточный уровень дохода, то есть на отсутствие у граждан возможности этот предыдущий заем обслуживать. Такое поведение кредиторов я называю математическим жонглированием цифрами, которое загоняет людей в долговую яму, и считаю это недопустимым», — пояснил руководитель проекта «За права заемщиков», член Центрального штаба ОНФ Виктор Климов.

Второй акцент в проекте «За права заемщиков» планируется сделать на создании механизмов превентивного надзора, когда надзорный орган будет иметь возможность проверить финансовый продукт, как любой другой товар, до того момента, как его «купили» и у покупателя начались проблемы. Эти механизмы необходимы потому, что огромное количество фактических нарушений прав граждан происходит в том числе на этапе, когда вопреки требованиям закона граждан плохо информируют о том, под какими обязательствами они подписываются. Такой надзор позволит исключить также и навязывание дополнительных страховых и кредитных продуктов.

Третья тема, которой в проекте «За права заемщиков» планируют уделить особое внимание, — это создание в ближайшей перспективе «единого окна» для приема жалоб потребителей финансовых услуг.

«Ненормальна ситуация, когда гражданина сегодня гоняют как зайца по ведомствам, тогда как на банки нужно жаловаться в Роспотребнадзор, на микрофинансовые организации и кредитные кооперативы — в Центральный банк, туда же — и на страховые компании, а на нарушения, связанные со взысканием, по сути — только в МВД и прокуратуру. „Окно“ для жалоб потребителя финансовых услуг, на наш взгляд, должно быть единым. После обращения должно происходить эффективное перераспределение поступившей информации на первоначальном этапе, возможно, по участникам рынка, а дальше, если гражданин не смог самостоятельно добиться решения вопроса, — в соответствующие надзорные органы для принятия мер необходимого реагирования», — пояснил Виктор Климов.

Проект «За права заемщиков» за время своей работы добился определенных успехов в деле решения системных проблем. Но, безусловно, даже те направления, по которым приняты нужные решения, требуют не только мониторинга, но и доработки. К числу наиболее важных результатов деятельности проекта эксперты относят, в частности, начало работы нового для страны института банкротства физических лиц.

В рамках исполнения поручения президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, данного по итогам «Форума Действий», ОНФ был доработан и принят закон, устанавливающий этот правовой институт. Активисты Народного фронта повлияли на ускорение принятия закона и добились включения важных норм для поддержки социальной стабильности и защиты населения. За год действия закона граждане подали около 30 тыс. заявлений о банкротстве, около половины из них принято к рассмотрению судами, доведены до результата чуть менее 1 тыс. дел. Однако год действия закона выявил ряд проблем. В следующем году экспертам предстоит серьезно поработать над возможностью введения процедуры упрощенного банкротства.

Еще одна тема проекта — это вопросы, связанные с нарушениями прав граждан при взыскании долгов. После того как эту тему активисты проекта обсудили с главой государства на «Форуме Действий» в декабре 2014 г., вопрос о защите прав граждан от неправомерных методов взыскания был рассмотрен на Совете безопасности страны. Правительству РФ было дано поручение принять необходимые меры по законодательному регулированию этой сферы. Закон о защите прав граждан при взыскании был принят и вступит в силу с 1 января 2017 г. Активисты ОНФ активно участвовали в разработке этого закона в рамках созданной по инициативе ОНФ специальной рабочей группы при Минэкономразвития РФ. Эксперты ОНФ проконтролируют, как будет сформирована необходимая для вступления закона в силу нормативно-правовая база.

Отдельная большая работа, получившая активный отклик граждан, была посвящена проблемам с ОСАГО. По итогам мониторингов работы страховых компаний в различных регионах эксперты проекта разработали и внесли в Госдуму поправки в КоАП РФ. Законопроект был принят депутатами, и с 15 июля 2016 г. за отказ от заключения договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг при его продаже к ответственности стали привлекаться не только должностные лица, но и сами страховые компании, а также агенты и брокеры, продающие полисы. Выросли также штрафы за нарушение закона, для страховых компаний они достигают 300 тыс. руб., для агентов и брокеров — 50 тыс. руб.

А вот штрафы за неисполнение обязательств по договору ипотеки усилиями активистов ОНФ удалось ограничить: норма вступила в силу с 24 июля 2016 г., и теперь неустойка не может превышать ключевую ставку Банка России или 0,06% от суммы договора (в зависимости от условий договора). До этого размер штрафов мог достигать сотен процентов годовых.

Среди приоритетов проекта на 2017 г. — принятие закона о введении института финансового омбудсмена. Законопроект «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» уже 2,5 года находится на рассмотрении Госдумы. Этот вопрос активисты Народного фронта вновь подняли на «Форуме Действий» ОНФ в ноябре 2016 г. с участием президента страны и получили его поддержку.

Проект постоянно расширяет работу с обращениями граждан. В общей сложности за минувший год поступило уже более 5 тыс. обращений, граждане получили юридическую помощь, часть обращений были перенаправлены в надзорные органы. По отдельным ситуациям эксперты ОНФ оказывают помощь в составлении жалоб, запросов, судебных исков, ведут сопровождение дел в суде.

Отдельное очень важное направление работы проекта — содействие финансовому просвещению россиян. В фокусе внимания — в первую очередь молодежь. Создана и успешно действует программа «Кредитный фарватер» (fingramota.zapravazaemschikov.ru), в рамках которой проводятся уроки финансовой грамотности для студентов и школьников.

«В этой работе мы активно используем и продолжим использовать форматы социальных сетей. Там мы создали уже целый банк методических пособий и пошаговых инструкций, подсказывающих людям простые ответы на непростые вопросы, которые касаются и безакцептного списания, и распространения клеветы взыскателями, и отказов в продаже полисов ОСАГО, и многих других вопросов, с которыми, к сожалению, сталкиваются граждане», — уточнил Виктор Климов.

По его словам, в работе проекта постоянно расширяется сеть региональных активистов, и эта работа будет продолжена, потому что очень важно, чтобы в регионах проект поддерживали компетентные, юридически подкованные люди. Эксперты проекта разработали Стандарт финансового правозащитника, в котором сформулированы не только требования к тем, кто от имени проекта включается в сложную правовую работу по защите граждан, сопровождению отдельных дел, но и ориентиры по нормативной базе, правоприменительной и судебной практике. В проекте существуют различные формы в том числе и онлайн-консультаций с активистами, и, по словам экспертов, возможно, что в следующем году регулярный формат консультаций будет трансформирован в целую школу для правозащитников в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста