Инициатива Минюста о возможности обращения взыскания на единственное жилье должна быть подвергнута серьёзному общественному и экспертному обсуждению, считают в Общероссийском народном фронте. Законопроект вызывает массу вопросов. С одной стороны логика Минюста, направленная на повышение эффективности взыскания долга, понятна. Наверное, несправедливо, когда отдельные граждане не исполняют долговые обязательства на большие суммы и даже пытаются объявить себя банкротами, однако продолжают проживать в шикарных квартирах и загородных домах, прикрываясь нормой о невозможности обратить взыскание на единственное жилье. Такое мнение высказал член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
«Однако насколько масштабна эта проблема, насколько обоснованно принимать это решение сейчас? К сожалению, это никак и ничем не обосновано», — поясняет Климов. — «Принимая подобные социально-чувствительные решения нужно быть абсолютно уверенными в том, что от принятия такого закона не пострадают семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, нет никаких, даже малейших, лазеек, позволяющих лишить человека его конституционного права на жилище».
«У нас до сих пор нормально не заработал институт банкротства физических лиц и, как это ни парадоксально, воспользоваться им не могут, как раз, наиболее нуждающиеся — основная целевая аудитория этого закона — люди у которых ничего нет, кроме единственного жилья. Может быть нам всё-таки сперва доработать этот институт, принять законопроект об упрощенной процедуре банкротства, обеспечить ее доступность и нормальное правоприменение».
Законопроект вызывает массу вопросов не только у политиков, но и у экспертов. Как минимум есть три блока (темы), которые ставят под сомнение возможность его принятия и последующее эффективное правоприменение. Во-первых, проблемы с кадастровой оценкой и легко прогнозируемые в связи с этим вопросы к стоимости жилья и расчет суммы, необходимые для приобретения нового. Во-вторых, порядок практической реализации с учетом отсутствия маневренного фонда для переселенцев. И в-третьих, не нужно забывать, что сельские дома, в которых живет огромное количество наших граждан, как раз не самых обеспеченных, имеют в большинстве случаев заведомо большую площадь, чем это предусмотрено социальными нормами и это вовсе не означает, что такие граждане являются состоятельными.
«Вместе с тем многие состоятельные граждане, бизнесмены, во избежание возможных рисков в будущем, как правило, изначально пытаются не оформлять на себя те объекты недвижимости, которыми на самом деле пользуются, а оформлять их на третьих лиц — родственников, друзей, а потому их данный законопроект почти не коснется» — отметил Виктор Климов
Как считают эксперты ОНФ, прежде чем подобные нормы принимать и применять повсеместно, нужно чтобы это прошло какой-то пилотаж или апробацию, широкое экспертное и общественное обсуждение.
«И мы считаем, что обсуждение вот этих норм, обсуждение законопроекта должно идти, в том числе с участием депутатов и на площадке Госдумы. Поэтому мы приглашаем всех депутатов включиться в обсуждение этой социально-чувствительной инициативы», — заключил Климов.