С 2017 года вступил в силу федеральный закон, призванный усмирить особо назойливых коллекторов. Согласно этому документу, судебные приставы начинают вести и контролировать государственный реестр коллекторских агентств, а Министерство юстиции — регулировать коллекторский рынок.
Ненецкий округ в рейтинге закредитованности регионов находится на четвертом месте со средним показателем задолженности более 120 тысяч рублей на жителя. Тем не менее в НАО нет ни одного офиса собирателей долгов.
Мытарство в правовых рамках
Новый закон был принят 3 июля прошлого года на волне сообщений о неправомерных действиях современных банковских мытарей. В регионах страны сборщики долгов зачастую давили на человека и пользовались его правовой безграмотностью, угрожали физической расправой, писали оскорбления на домах, в подъездах, заливали замки и дверные проемы пеной и тому подобное. Доходило даже до нанесения тяжелых увечий ребенку.
— Ужесточение требований к коллекторам — абсолютно адекватная мера для регионов с высоко закредитованным населением, — считает сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в НАО, член ассоциации юристов России Валерий Чупров. — С этой же целью создан проект ОНФ «За права заемщиков», выявляющий нарушения прав и злоупотреблений. Мы занимаемся темой качества финансовых услуг для населения постоянно и видим, что доля просроченных займов неуклонно возрастает из-за экономических трудностей.
Валерий Чупров также отметил, что активистам ОНФ приходилось сталкиваться с фактами продажи банками долгов сотен жителей округа коллекторским агентствам с нарушением установленных процедур. После этого люди подвергались настоящему прессингу.
— В профилактике таких ситуаций важным является финансовое просвещение людей со стороны региональных органов власти, — считает наш собеседник. — Но любая социальная реклама неизбежно будет проигрывать навязчивому маркетингу различных финансовых организаций. А значит, будут и сложные ситуации, и нарушения коллекторами этических и законодательных норм.
Реестр — заслон от беспредела
Как пояснили в управлении службы судебных приставов по Архангельской области и НАО, из множества коллекторских агентств России в официальный реестр вошли всего 30. Из них на территории Архангельской области и НАО не зарегистрировано ни одного. Однако уже отобранная тридцатка имеет право работать в субъектах РФ через свои филиалы. Кроме того, кто-то из оставшихся за бортом реестра коллекторов может начать действовать в обход официального порядка. В этом случае, особенно если человек сталкивается с угрозами, нужно обращаться в полицию или службу судебных приставов. ОНФ также готов помогать гражданам в защите их прав.
В узде закона
Согласно нововведениям, чтобы внести себя в реестр, коллекторские агентства обязаны подать в Федеральную службу судебных приставов пакет документов и оплатить госпошлину в 100 000 рублей.
Теперь у должника есть право отказаться от общения с коллектором, но это можно сделать не раньше четырех месяцев после появления задолженности. Для этого следует отправить коллекторам нотариально заверенное заявление или письмо с уведомлением о вручении. После чего побеспокоить должника можно лишь через суд.
Сборщики недоимок больше не смогут докучать заемщику с 10 часов вечера до 8 утра в рабочие дни и с 8 часов вечера до 9 утра в выходные. Кроме того, их обязали официально представляться и давать свои координаты.
В законе указано, что с должником может взаимодействовать только кредитор или лицо, действующее от его имени или в его интересах. Банковским мытарям разрешили лишь информировать неплательщика о задолженности и условиях ее погашения, им нельзя сообщать о долге родственникам, коллегам и публиковать эту информацию. Коллекторам запрещено контактировать с недееспособными гражданами, больными, находящимися на лечении, с инвалидами I группы и несовершеннолетними. Сборщикам долгов запрещено применять силу, причинять вред, уничтожать, повреждать имущество, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение.
За мелкие нарушения коллекторов могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Самые жесткие санкции предусмотрены за деятельность агентства, работающего без внесения в реестр: для граждан — от 50 до 500 тысяч рублей, для юридических лиц — от 200 тысяч до 2 миллионов.