Красота в кредит. Жалоб на обман в косметических салонах стало в разы больше

Дата публикации: 29.01.2017
Источник: properm.ru

Казалось бы, истории про обманутых клиенток салонов красоты ушли в прошлое. Кто из нас не слышал о том, как косметические салоны приглашают женщин на бесплатные процедуры, а после «волшебных преображений» предлагают им купить «чудодейственные средства»? О том, что женщины «как в тумане» подписывают договоры купли-продажи и кредитные договоры, и только дома понимают, что сделали что-то не то. Оказалось, это дела совсем не минувших дней.

В Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю рассказали, что в 2014 году к ним поступило всего три обращения, связанных с приобретением косметики в кредит, в 2015 году — 22, а в 2016 году — 52 обращения.

Однако не в каждом случае в обращениях нашли признаки нарушений. Так, в 2015 году в каждом втором случае юридические лица были привлечены к административной ответственности по статье 14.8, части 2 КоАП РФ — за включение в договоры купли-продажи и договоры оказания безвозмездных услуг условий, ущемляющих право потребителей.

В 2016 году из 52 жалоб 16 были признаны обоснованными. «В таких случаях на основании статьи 16 ФЗ „О защите прав потребителей“ условия договора, ущемляющие права потребителей, признаются недействительными», — говорят в Управлении Роспотребнадзора по Пермскому краю.

Из официального ответа Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю:

— Заключению таких договоров оказания косметологических услуг предшествовали навязчивые приглашения посетить бесплатные косметические процедуры, осуществить гостевой визит к специалисту. Обязательно с паспортом. Как правило, в визит включены диагностика, консультации специалистов, процедуры по результатам диагностики. Заканчивается всё это заключением договора оказания дорогостоящих косметологических услуг, для оплаты которых одновременно заключаются договоры кредитования с различными банками. Роспотребнадзор даже подготовил памятку для потребителей, в которой предупреждает «о широком распространении недобросовестных практик заключения договоров купли-продажи дорогостоящей косметики и договоров об оказании косметологических услуг». Она была размещена на официальном сайте в новогодние каникулы.

Из памятки Роспотребнадзора:

— Потребителю предлагается воспользоваться бесплатной демонстрацией косметологических услуг, после чего — заключить договор на предоставление аналогичных услуг в будущем. Подобные договоры часто сознательно заключаются с использованием факторов (шумные и душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств), отвлекающих внимание потребителей, не дают им сосредоточиться, реально оценить потребительскую ценность товаров и услуг и соотнести их со своими финансовыми возможностями. Договор может носить сложный и запутанный характер, часть важной информации выносится в приложения либо «растворяется» в середине, при этом используются специальные и непонятные потребителю термины. Одновременно потребителя торопят с подписанием договора.

В Роспотребнадзоре говорят, что потребитель вправе отказаться от договора купли-продажи, заключенного под влиянием заблуждения или неполучения всей необходимой информации о товаре. В то же время там признают, что на практике это оказывается сделать непросто. В связи с чем дают советы, которые должны уберечь от подписания договоров.

  • Не торопитесь с принятием решения о покупке косметики.
  • Не подписывайте предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв их содержание.
  • Имейте в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком. Это означает, что в будущем нужно будет погашать кредит даже в том случае, если продавцу заявлено требование о расторжении договора и возврате денег.
  • Помните, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.

В проекте ОНФ «За права заемщиков», в свою очередь, дают рекомендации, призванные помочь тем, кто уже подписал договоры.

  • Отправьте в банк, предоставивший вам кредит, письменное требование о запрете на совершение операций в рамках кредитного договора. Объясните, что вы намерены расторгнуть договор купли-продажи. Обязательно приложите копию этого требования в организацию, где был куплен товар.
  • Отправьте в кратчайшие сроки в организацию, где был куплен товар, письменное требование о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств на кредитный счет.
  • Если ваши требования не были удовлетворены, то обращайтесь в суд с иском о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств. При необходимости приложите иск о признании недействительным кредитного договора.
  • Направьте в прокуратуру заявление о совершении в отношении вас противоправных действий, приложив доказательства нарушения ваших прав.

Напоследок в ОНФ напоминают, что вся косметическая продукция входит в перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату. Поэтому единственная возможность вернуть денежные средства за приобретенный товар — это доказать, что косметика не прошла сертификацию, в ней присутствуют аллергены или иные компоненты, которые могут вызвать неблагоприятные последствия.

«Каждое отдельное действие, совершаемое при продаже в кредит очень дорогой косметики в салонах красоты, не содержит в себе признаков преступления. Именно такую позицию занимает в большинстве случаев полиция, куда обманутые идут искать правды и справедливости. Мы считаем иначе», — говорят в Общероссийском народном фронте.

Виктор Климов, руководитль проекта ОНФ «За права заемщиков»:

— Если оценивать всю «схему» целиком, легко обнаруживаются признаки состава преступления, предусмотренного 159 статьей Уголовного кодекса. Совокупность действий имеет вполне конкретный замысел от момента заманивания потребителя в салон красоты по телефону до реорганизации юридического лица путем слияния с каким-нибудь ООО в удаленном регионе, с целью максимально затруднить, сделать практически невозможной защиту прав гражданина в суде. Наша практика показывает, что «схема» выстроена везде одинаково. Обязательно содержит в себе элементы введения гражданина в заблуждение (возьмите паспорт, потому что у нас пропускная система, мы продаем вам товар в рассрочку, а не в кредит и т.д.). Часто внутри схемы есть и вовсе небезобидные трюки — напитки с добавками веществ наркотического действия.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста