Эксперты Народного фронта провели опрос среди интернет-пользователей с целью узнать, чего в первую очередь ожидают граждане от нового института финансового уполномоченного по защите прав потребителей финансовых услуг. Опрос показал, что большинство граждан рассчитывают на юридические консультации и правовую помощь от финомбудсмена, а также помощь в досудебном урегулировании споров с финансовыми организациями. Таким образом, опрошенные ожидают системного решения для всего спектра проблем на финрынке, а рассматриваемый законопроект пока предусматривает участие омбудсмена лишь в спорах по ОСАГО и КАСКО, обращают внимание эксперты Народного фронта.
По итогам «Форума действий» ОНФ, состоявшегося 22 ноября 2016 года в Москве, президент России, лидер Народного фронта Владимир Путин дал поручение правительству до 1 февраля 2017 года обеспечить доработку проекта федерального закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций». Законопроект с 2014 года, после первого чтения, лежит в Госдуме «без движения». В то же время на рынке розничных финансовых услуг в 2015-2016 годах обострился целый ряд проблем, начиная с роста просроченной задолженности по кредитам и взысканиям долгов, заканчивая проблемами с обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО).
Сейчас идет активное обсуждение законопроекта, подготовленного Минфином РФ. В настоящее время регулятор предлагает поэтапный запуск упомянутого правозащитного института. На первом этапе обязательным этот инструмент становится только для споров в сегменте так называемых моторных видов страхования (КАСКО и ОСАГО). Однако законом предусмотрено, что участники рынка, предоставляющие другие финансовые услуги и продукты, могут присоединиться к этому инструменту в добровольном порядке. Следующим шагом планируется расширить полномочия финомбудсмена на досудебное урегулирование споров граждан со всеми финансовыми организациями, в том числе банками и микрофинансовыми компаниями.
Представители проекта ОНФ «За права заемщиков» решили исследовать мнение граждан и провели онлайн-голосование на официальном сайте zapravazaemschikov.ru. Опрос-голосование проводилось с 1 по 10 февраля 2017 года, в нем приняли участие около 800 уникальных посетителей сайта. Пользователям предлагалось ответить на вопрос «Чего в первую очередь вы ожидаете от нового института финансового уполномоченного?» и давались шесть вариантов ответов, из которых можно было выбрать один или два варианта.
Результаты показали: большинство граждан ожидает от финансового уполномоченного юридических консультаций и правовой помощи (43% всех голосов), а также помощи в досудебном урегулировании споров с финансовыми организациями (38% всех голосов). При этом граждане в большей степени рассчитывают на помощь в правовом решении проблем со всеми видами финансовых организаций, а не только со страховыми компаниями. Приоритет досудебному урегулированию споров со страховщиками выделили лишь 7% участников опроса.
«Президент не случайно отреагировал поручением на вопрос, поднятый экспертом нашего проекта Евгенией Лазаревой. За последние годы на финрынке накопились проблемы: серьезный рост просроченной задолженности и все возрастающий поток жалоб граждан на финансовые организации теперь уже беспокоит не только самих потребителей. Результаты нашего опроса говорят сами за себя. Люди ожидают системного решения для всего спектра проблем на финансовом рынке, большинство проголосовало за наиболее общие альтернативы. Ни одна „узкая“ конкретная альтернатива не покрывает большинства ожиданий наших граждан — популярность варианта „только ОСАГО“ крайне низкая — это говорит о том, что постепенное внедрение этого правозащитного института не должно „застрять“ на первом этапе. И до того момента, как этот институт станет обязательным во всех сегментах финансового рынка, поручение нельзя будет считать выполненным», — отмечает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.