С начала этого года количество обращений в антиколлекторские агентства сократилось в два раза. По оценкам Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств, сейчас за помощью к ним приходит не более 0,5% всех заемщиков. Эксперты прогнозируют, что в скором времени такой бизнес совсем умрет. Честные антиколлекторы переходят в юридические консультанты, а мошенники придумывают новые способы выманивания денег.
Руководитель проекта «Общероссийского народного фронта» «За права заемщиков» Виктор Климов рассказал «Известиям», что массово антиколлекторские агентства стали появляться в России в 2014–2015 годах. Это происходило на фоне 50-процентного роста просроченной задолженности и обострения ситуации со взысканием.
— Нормальное юридическое сопровождение (написание жалоб, обращения в суд, переговоры с кредитором) предоставляет лишь часть компаний, называющих себя антиколлекторами. Но другая часть — откровенные мошенники, заманивающие доверчивых граждан обещаниями о полном избавлении от долгов, — рассказал Виктор Климов. По его словам, существует множество незаконных схем, используемых антиколлекторами. Самые распространенные — предоставление вместо подготовленных юридических документов пакета макулатуры и якобы выкуп долговых обязательств.
— Черные коллекторы — это бандиты, они используют силовые методы и угрозы. А антиколлекторы, раздолжники всех мастей — это мошенники, они убеждают заплатить за избавление от всех проблем. Но в итоге человек просто теряет деньги, — пояснил Виктор Климов.
По его наблюдениям, в последнее время количество антиколлекторов значительно сократилось, однако говорить о том, что проблема самоликвидировалась, еще преждевременно.
— Безусловно, градус понизился. Но раз должники продолжают обманывать людей. На улицах периодически мы видим объявления о полном избавлении от кредита, — сказал Виктор Климов.
Сами борцы с долгами тоже говорят о снижении спроса на свои услуги. У антиколлектора Вадима Головацкого количество клиентов стало уменьшаться в середине прошлого года. По его мнению, это связано, во-первых, со снижением уровня доходов населения — у людей просто нет денег, чтобы оплатить юридические услуги. А во-вторых, с репутацией антиколлекторов, которую испортили дилетанты, решившие в 2014–2015 годах заработать «на актуальной тематике».
По словам Вадима Головацкого, 70% его нынешних клиентов — женщины среднего и пожилого возраста. Антиколлектор объясняет это, с одной стороны, тем, что женщины более эмоциональны и чаще, чем мужчины, совершают необдуманные поступки, загоняя себя в долговую яму. А с другой стороны, женщины, особенно пожилые и одинокие, сталкиваясь с угрозами со стороны коллекторов, ищут защиты.
Директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин отметил, что посещение антиколлектора дает заемщику лишь временный терапевтический эффект в виде снижения психологической нагрузки.
— Антиколлекторы обещают избавить человека от долгов и преследования взыскателей, но на деле просто затягивают сроки. В результате сумма долга перед банком растет, как и расходы на антиколлекторов, — пояснил Борис Воронин.
Член совета директоров «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева уверена, что клиентами антиколлекторов обычно становятся заемщики с низкой финансовой грамотностью, у которых несколько кредитов и уже имеется просроченная задолженность.
Она рассказала, что понятия «антиколлектор» не существует ни в одной стране, кроме России. Но, например, в США развит институт кредитных советников, которые оказывают должникам юридическую помощь и подбирают план погашения задолженности перед банком.
— Антиколлекторы никогда не скрывали, что их помощь должникам не несет какой-либо социальной миссии, скажем, помочь людям разобраться в том, как сформировался долг, или выработать схему погашения, — сказала Елена Докучаева.
Она отметила, что в последнее время должники стали всё реже обращаться к антиколлекторам: во-первых, многие, кто имел такой опыт, не хотят повторять ошибку, а во-вторых, получить кредит стало сложнее, требования банков к заемщикам ужесточились.
По оценкам Елены Докучаевой, в ближайшее время 95% антиколлекторских компаний закроются. А оставшаяся часть займется юридическими консультациями, в том числе по представлению интересов должника в суде.