В ОНФ считают, что правительству РФ нужно поторопиться с доработкой законопроекта о финансовом уполномоченном

Дата публикации: 11.04.2017
Источник: onf.ru

За законопроект о финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций, скорейшего принятия которого последовательно добиваются активисты Общероссийского народного фронта, Госдума может проголосовать в эту весеннюю сессию. Такую надежду выразили представители Минфина России, Банка России, выступая на заседании круглого стола, прошедшего сегодня в ОНФ. Однако, согласно проекту, обращаться к финомбудсмену по поводу конфликтов с банками граждане смогут лишь с 2021 г. Эксперты Народного фронта подчеркнули, что будут считать поручение президента о введении нового института исполненным только тогда, когда он распространится на весь рынок и станет единым и понятно работающим инструментом.

«За последние годы на рынке розничных финансовых услуг обострился целый ряд проблем, начиная с роста просроченной задолженности граждан, противоправных методов взыскания и заканчивая проблемами с ОСАГО. Народный фронт активно и, что особенно важно, результативно прилагает усилия к изменению ситуации. Мы понимаем, что в спорах с банками, микрофинансовыми организациями, страховыми компаниями потребитель всегда является слабой стороной. Ему нужна защита. Поэтому мы настаиваем на скорейшем создании правового института финансового уполномоченного. Это целая служба, которая по закону должна получить право на досудебное урегулирование споров граждан с финансовыми организациями», — обрисовал ситуацию член Центрального штаба ОНФ, руководитель проекта «За права заемщиков» Виктор Климов.

Законопроект о финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций, разработанный Минфином России, Госдума приняла в первом чтении еще в 2014 г., но с той поры он так и «завис» там без движения. Однако после того как на «Форуме Действий» в ноябре 2016 г. эксперты ОНФ обратили внимание на эту ситуацию президента РФ, он дал поручение правительству до 1 февраля 2017 г. обеспечить доработку проекта закона о финомбудсмене.

Срок поручения истек два месяца назад, и вот, кажется, регуляторы, эксперты и участники рынка наконец договорились об окончательной версии законопроекта ко второму чтению.

По словам руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаила Мамуты, разработчики законопроекта видят несколько ключевых принципов деятельности финансового уполномоченного. Во-первых, деятельность института финансового уполномоченного должна быть бесплатной для граждан. Во-вторых, важнейшим показателем работы омбудсмена станет беспристрастность, скорость и эффективность. Кроме того, помощь должна быть доступной для жителей всех субъектов РФ за счет удаленной подачи обращений, оказания консультаций по любым каналам связи и приоритетности заочного рассмотрения споров. В перспективе институт финансового уполномоченного должен стать службой «одного окна» для граждан при разрешении споров на рынке финансовых услуг.

Он добавил, что за последние две недели участники рынка, правительство и регулятор сильно продвинулись в понимании того, как должен работать этот институт, на кого распространяться. «И теперь, когда есть согласованный порядок работы над законопроектом, есть надежда, что все это пойдет быстрыми темпами и с высокой эффективностью. Мы приложим все усилия, чтобы закон был принят еще в весеннюю сессию. И спасибо Народному фронту, что вы постоянно держите эту тему в сфере своего внимания», — отметил Михаил Мамута.

Заместитель министра финансов России Алексей Моисеев сообщил, что планируется поэтапное внедрение института финансового омбудсмена: с 1 января 2018 г. предлагается начать обязательное досудебное урегулирование споров, связанных с ОСАГО, с 1 июля 2018 г. будет введено подобное рассмотрение споров между гражданами и микрофинансовыми организациями, а с 2021 г. — с банками. Минфин объясняет такую очередность тем, что именно страховая отрасль является наиболее проблемной, а уже далее следуют кредиторы.

«Гражданин сможет обратиться к уполномоченному, чтобы финансовый омбудсмен стал защищать его интересы в суде. Тем самым мы сможем поддержать слабую сторону — гражданина, который зачастую не может защитить себя от юридической машины крупных финансовых корпораций», — сказал Алексей Моисеев.

Однако такая удаленная перспектива распространения действия закона на банки не вдохновила экспертов Народного фронта.

«Сегодня, к сожалению, прозвучала не очень вдохновляющая цифра, что произойдет это в 2021 г. Это достаточно далекий срок. Мы понимаем логику поэтапного введения нового инструмента защиты прав потребителей в рынок. Но закон должен решать проблему комплексно — финансовый уполномоченный должен быть единым, понятно работающим институтом для всех финансовых организаций. Поручение президента страны можно будет считать исполненным только при таком результате», — подчеркнул Виктор Климов.

В свою очередь Павел Медведев, уже несколько лет выполняющий функции примирителя на финансовом рынке на общественных началах, также подчеркнул важность скорейшего включения кредитных организаций в поле действия будущего закона.

«Конечно, лучше было бы начать не со страхования и тем более не с ОСАГО, а с банков. ОСАГО ужасно раздражает, но люди впадают в отчаяние из-за долгов банкам, из-за автострахования люди не вешаются. Долги — это ужас без конца, которые только растут и накручиваются», — подчеркнул он.

Что касается представителей бизнеса, то они нашли в институте финансового уполномоченного свои выгоды.

Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс заявил: «Хочу отметить, что обсуждение поправок ко второму чтению законопроекта среди участников рынка было организовано безупречно, и Минфин в итоге поддержал ту редакцию, которая нас устраивает. Тем не менее я бы хотел обратить внимание на то, что презумпция виновности агентов рынка по отношению к слабой стороне — к потребителю присутствует всегда и везде. Внутренняя логика заключается в том, что предприниматель — человек очень плохой, это не наш, не российский человек. И в этом смысле омбудсмен для бизнеса — облегчение, потому что наконец появляется человек, который действует не по жесткости закона (мы знаем по ОСАГО, как действуют суды, когда им дана понятийная команда «фас»), а по здравому смыслу».

В свою очередь исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев высказал мнение, что навести порядок в банковском надзоре за правами граждан можно, лишь выделив этот сектор рынка из действующего закона о защите прав потребителей в отдельный закон о защите потребителей финансовых услуг.

Подводя итоги встречи, в которой приняли участие эксперты и активисты ОНФ, представители федеральных органов власти, бизнес-сообщества, профильных общественных организаций, Виктор Климов призвал помнить о главном — о том, что за всеми долгими разговорами и обсуждениями законопроекта все это время стоят миллионы россиян с их актуальными прямо сейчас проблемами.

«Пока мы экспертно рассуждаем, принимаем во внимание опасения участников рынка, связанные с введением института финомбудсмена, давайте не забывать про людей и не отмахиваться под возможными предлогами от института финансового уполномоченного. Да, формально исполнение поручения главы государства уже просрочено, но для нас не так важен формальный срок, а важно, чтобы в итоге граждане получили работающий механизм. И заработать он должен как можно скорее», — подытожил Климов.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Сообщить о мошенниках

      Если вы столкнулись с подозрительной финансовой схемой, стали жертвой телефонного или интернет-мошенничества – сообщите нам. Мы проверим ваш сигнал и передадим информацию в надзорные органы.









      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста