Количество жалоб на коллекторов продолжит расти

Дата публикации: 30.05.2017
Источник: bankir.ru

Что нужно доработать в профильном законе и насколько масштабна проблема просрочки по кредитам, рассказали эксперты.

Добро пожаловаться

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол «Помогло ли законодательное ограничение снизить коллекторский произвол?». 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“» заработал с этого года. Его долго разрабатывали, вносили разные изменения. В итоге приняли только с четвертой попытки. И то, вероятно, потому что жизнь заставила. В 2015–2016 годах коллекторский беспредел достиг пика.

Сейчас работу взыскателей контролирует и ведет соответствующий реестр Федеральная служба судебных приставов. ФССП издала шесть приказов, где прописан весь процесс надзора за коллекторами.

В конце прошлого года в реестр включили 10 организаций. Сейчас в нем 121 компания. 24 юрлицам отказали в аккредитации, потому что они не предоставили в полном объеме нужные документы (чаще всего речь идет о том, что они не смогли подтвердить размер чистых активов компании). Больше всего коллекторских агентств работает в Москве (42), Санкт-Петербурге (9), Свердловской области (8), Нижегородской области и республике Крым (по 6), Ростовской области (5).

— Сотрудники ФСПП могут проводить плановые и внеплановые проверки коллекторских агентств. В 2017 году плановых проверок не будет. Они пройдут в следующем году, после утверждения ежегодного плана проверок. Пока мы проведим внеплановые проверки с учетом поступающих обращений. Три из них уже состоялось, рассказала и. о. начальника управления организации ведения госреестра и контроля за деятельностью юридических лиц ФСПП Анна Мещерякова.

Всего за время работы закона в ФСПП поступило больше 5 тыс. жалоб на коллекторов. Обоснованными из них признали всего 130. В остальных «состава преступления» не обнаружили.

По словам Мещеряковой, «количество жалоб граждан на коллекторов постоянно растет, и будет расти еще долго, равно как и привлечение нарушителей к ответственности».

Работа над ошибками

Прошло меньше полугода, а уже стало понятно, что в законе надо кое-что подкрутить, чтобы он нормально заработал.

Вот, например, сотрудники ФСПП не имеют возможности получать нужную информацию от операторов сотовой связи. А это бывает нужно, чтобы понять, зря жалуется человек на коллекторов или действительно были с их стороны какие-то нарушения. Сейчас готовится предложение о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, которые наделят должностных лиц ФСПП полномочиями по проведению административных расследований. Тогда они смогут получать нужные материалы для привлечения коллекторов к ответственности.

— В 230-ФЗ используются такие термины, как «применение методов, опасных для жизни и здоровья людей», «оказание психологического давления на должника». Но закон не раскрывает этих понятий, поэтому нашим сотрудникам в каждом конкретном случае приходится оценивать ситуацию исходя из собственных убеждений и общих принципов законодательства,— сообщила Анна Мещерякова.

То же самое относится к трактовке частоты телефонных разговоров. Например, может ли считаться дозвон состоявшимся, если разговор прервался до того, как должнику рассказали о сути обращения? Ответа на этот вопрос в законе нет.

Также непонятно, какую ответственность будет нести банк или МФО за передачу взыскания долгов «серым» коллекторам. Сейчас у Центрального банка нет полномочий по наказанию таких кредиторов.

Еще одна проблема в том, что, несмотря на наличие закона, защищающего права заемщиков, на их жалобы оперативно могут и не среагировать.

— 20 марта мы направили четыре жалобы на действия коллекторов в четыре надзорных органа: в ФСПП, ЦБ, МВД и прокуратуру. Сегодня 30 мая. До сих пор ни по одной ситуации мы не получили конкретных решений. С принятием 230-ФЗ наша правоохранительная система никак не изменилась. Это касается и участковых, которые плохо реагируют на обращения людей о звонках с угрозами, развешивании оскорбительных объявлений в подъездах и т. д.,— сказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

По его наблюдениям, «каких-то жутких историй с коллекторами в этом году не было, но мелкое хулиганство продолжается».

Миллионы людей не могут платить банкам

Без работы коллекторы не останутся.

— Сейчас мы оцениваем рынок розничного кредитования как острожное восстановление после спада в 2015 году. Доля просроченных кредитов находится примерно на одном уровне,— сообщил замдиректора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин.

По данным НБКИ, около 16% должников испытывают сложности в обслуживании долга. Это примерно 5–6 млн человек. У 3 млн заемщиков долговая нагрузка превышает 60%. У этих людей нет возможности обслуживать кредиты.

Есть две основные причины просрочки. Это необязательность заемщика (он забывает или не хочет возвращать долги) и отсутствие денег для погашения кредита.

— Мы проработаем вопрос об определении общего объема долговой нагрузки заемщика, при достижении которого будет приостанавливаться начисление пени и штрафов. Это позволит снизить неподъемную долговую нагрузку для многих людей,— поделился планами и. о. начальника отдела регулирования банковской деятельности департамента финансовой политики Минфина Алексей Яковлев.

Также планируется заключить соглашение между Банком России и ФСПП о взаимодействии для обмена информацией по выявленным фактам нарушения 230-ФЗ.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста