Летом прошлого года, а именно — с 01.06.2016, у страхователей появилась возможность отказаться от ненужной услуги, воспользовавшись так называемым периодом охлаждения. Согласно указанию Центрального банка (ЦБ), от договора страхования можно отказаться в течение пяти дней и вернуть страховую премию или ее часть. «Но прописанное на бумаге не всегда работает», — сказал координатор проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» в Новосибирской области Антон Канунников.
«Новые правила вроде бы защитили интересы заемщика. Ограничения коснулись срока, отпущенного для отказа от договора добровольного страхования, и способа уведомления об отказе страховщика — обязательно письменно. Важным обозначено и соблюдение следующего условия: на дату отказа от договора страховых случаев по нему не должно наступить», — рассказал эксперт ОНФ.
Однако банки нашли для себя лазейку, уточнил Канунников. «В указании ЦБ прописано, что договор страхования можно расторгнуть, если со страховщиком его заключило физическое лицо. И для банков стало важным обойти это самое физическое лицо. Теперь многие банки сами заключают договоры со страховыми компаниями, а заемщикам предлагают присоединиться к этим договорам коллективного страхования», — пояснил Канунников.
Представитель ОНФ настаивает, что «добровольное» страхование в банке увеличивает стоимость кредита для и без того закредитованных заемщиков, да еще и правила страхования составлены таким образом, что получить выплату по страховому случаю невозможно. «Страховщики, работая через банк, формируют свое предложение по принципу безубыточности. Сумма комиссии за присоединение к договору коллективного страхования включается в сумму кредита, и на нее начисляются проценты, предусмотренные кредитным договором. В результате рост объема выплат по кредиту для заемщика может стать очень существенным. Известны случаи, когда при получении на руки 350 тыс. руб. и включении в тело кредита суммы страховки заемщик получал начисление процентов уже на 400 тыс. руб. В тех случаях, когда заемщики пытаются отказаться от услуг страхования, им отказывают и в получении кредита», — поделился координатор проекта ОНФ «За права заемщиков» в Новосибирской области.
Антон Канунников также сослался на руководителя проекта Народного фронта «За права заемщиков» Виктора Климова, который считает, что подключение потребителей к договору коллективного страхования часто осуществляется не на добровольной основе. По его оценкам, навязыванием подобных услуг занимаются и крупные, и небольшие банки по всей России.
«А главное нарушение прав потребителя в том, что после добровольного подключения к программе коллективного страхования возврат страховки или комиссии для заемщика невозможен, — предупреждает Канунников. — Это при том что банк не всегда сообщает своему клиенту, по какой программе его страхуют. Регулятору необходимо внимательно изучить действия банков, тем более жалобы от заемщиков уже поступают. Действия указания № 3854-У необходимо распространить на коллективные договоры страхования, в которых заемщики — физические лица не являются стороной договора, а являются застрахованными».