Климов: Закон не защитил граждан от откровенно хулиганских методов взыскания

Дата публикации: 18.07.2017
Источник: nrnews.ru

Информация о росте числа жалоб граждан на противоправные действия коллекторов является подтверждением выводов ОНФ о пробелах в федеральном законе № 230 «О защите прав физических лиц при возврате задолженностей». На этапе подготовки закона и подзаконных актов к нему эксперты Народного фронта неоднократно делали акцент на необходимости создания таких механизмов, которые позволят на деле защитить гражданина не только от процедурных нарушений, допущенных легальными и поднадзорными взыскателями, но и от противоправных действий — угроз, распространения порочащей информации, причинения ущерба и других методов, которыми на должника оказывают давление, как правило, «неустановленные лица» в интересах вполне понятных кредиторов, отметил член Центрального штаба Народного фронта и руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

С этого года граждан защитили от противоправных действий взыскателей профильным законом, однако, вопреки ожиданиям, количество жалоб на коллекторов увеличилось, пишет «Коммерсант». За первое полугодие 2017 г. в Национальную ассоциацию коллекторских агентств (НАПКА) поступило 835 жалоб на банки, микрофинансовые организации и коллекторские агентства, не входящие в ассоциацию. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. этот показатель вырос на 64%. Из всех обращений за первые шесть месяцев текущего года 213 составляют жалобы на грубое общение, угрозы жизни и здоровью, порчу имущества и т.д. Доля таких жалоб выросла по итогам июня до 19%, в среднем по итогам 2016 г. она составляла 10%. Примечательно, что большая часть тяжелых жалоб приходится на микрофинансовые организации и связанных с ними взыскателей. Часть из них — это коллекторы, не состоящие в реестре Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и, соответственно, работающие вне закона.

Климов напомнил, что в целях мониторинга правоприменительной практики активисты Народного фронта в конце марта этого года решили проверить, каким образом работают надзорные органы, которые должны реагировать на нарушения при осуществлении взыскания: «Мы выбрали 15 самых обычных жалоб, которые поступают к нам, и направили в четыре разных ведомства: в Генрокуратуру по тем случаям, где указаны нарушения работы с персональными данными, в ФССП — на нарушения взыскателями регламентов и ограничений прописанных в 230-ФЗ, в МВД — на угрозы и откровенное хулиганство, а в Службу по защите прав по потребителей Банка России — на ситуации, где очевидно нарушен запрет, прописанный в 230-ФЗ на передачу кредитором взыскания или прав требования лицам и компаниям, не имеющим на это прав».

К сожалению, подчеркнул Климов, работа правоохранительной системы по отношению к откровенно хулиганским методам при взыскании с принятием этого закона никак не изменилась.

«ФССП за первое полугодие оштрафовало несколько коллекторских агентств (в целом, не только по нашим обращениям) в основном за нарушение частоты звонков. У Банка России на поверку не оказалось полномочий наказать кредитора, передавшего долги неизвестно кому. Запрет есть, а инструмента для его реализации — нет. Прошло практически четыре месяца, письма ходят по инстанциям и передаются на нижестоящий уровень, нам об этом исправно сообщают, идут какие-то проверки, но в интересах граждан, для из защиты от нарушений фактически ничего не сделано. Результат, которого от „антиколлекторского“ закона ждали, не достигнут», — заявил Климов.

По его словам, еще на этапе подготовки законопроекта и подзаконных актов ОНФ поднимал перед правительством РФ ключевую проблему. Дело в том, что федеральный закон № 230 подробно регламентирует порядок надзора и применения санкций к легальным участникам рынка взыскания, а по отношению к тем, кто действует нелегально, инструментария как не было, так и нет.

«Сегодня эта проблема наглядно проявилась в ходе проведенного ОНФ мониторинга. Нелегальные участники рынка, которые больше всего и беспокоят людей, очень часто остаются безнаказанными, и процедура работы с ними никак не изменилась. Сложность процесса идентификации того, кто прислал заемщику СМС или испортил подъезд, демотивирует полицию, которая неохотно берется за такие дела. В итоге люди остаются беззащитными», — заключил он.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста