Антиколлекторский закон, действующий в России с начала года, не смог решить проблему нелегальных взыскателей, считает финансовый омбудсмен Павел Медведев.
Заемщики в последнее время стали чаще жаловаться на противоправные действия коллекторов. Как сообщили в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), в первом полугодии 2017 года по сравнению с тем же периодом 2016-го выросло количество жалоб на звонки и письма с угрозами, авторов которых не смогли найти.
Председатель контрольного комитета НАПКА Дмитрий Теплицкий объясняет это увеличением масштабов деятельности выбивальщиков долгов — коллекторами их назвать нельзя, поскольку никакого легального статуса они не имеют.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев рассказал газете «Известия», что жалобы поступают в основном по поводу незначительных нарушений. За последнее время не было ни одного сообщения о прямых угрозах или физическом воздействии со стороны легальных коллекторов, которые, по его словам, «из кожи лезут вон, чтобы стать респектабельными».
С так называемыми черными коллекторами ситуация гораздо хуже. Главное — непонятно, кому на них жаловаться.
«Для ряда банков и микрофинансовых организаций хулиганские методы — это норма, — рассказывает руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“ Виктор Климов. — Должникам поступают анонимные СМС с нецензурной бранью и угрозами, письма, неопознанные звонки. Пишут неприятные вещи в соцсетях, вывешивают листовки с угрозами в подъездах… Заставить правоохранительную систему установить, кто автор анонимных сообщений, нереально».
По мнению Климова, количество зарегистрированных жалоб не отражает реальной ситуации — большинство пострадавших просто боятся куда-то обращаться.