Законопроект, который обяжет банки оповещать клиента о том, какой именно объем собственных и заемных средств потрачен при совершении каждой операции по банковской карте, в том числе в рамках овердрафта, будет способствовать повышению финансовой грамотности и ответственного отношения граждан к своим тратам. Главное, чтобы затраты банков на доработку систем оповещения не были переложены на клиентов за счет повышения комиссий. Такое мнение корреспонденту сайта ONF.ru высказал член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Комитет Госдумы по финансовому рынку разработал законопроект, устанавливающий обязанность кредитора информировать заемщика о задолженности и об остатке лимита кредитования по банковским картам в составе уведомления о каждой проведенной операции, пишет газета «Коммерсант». В настоящее время информация о размере текущей задолженности по кредиту, сумме доступного кредитного лимита, произведенных за предшествующий месяц платежах по кредиту, а также о размере предстоящего платежа предоставляется заемщику кредитной организацией не реже раза в месяц. Цель поправок — исключить заблуждение клиента о возможных собственных средствах для их использования и остатках кредитных лимитов. Законопроект уже поддержан Банком России и внесен в Госдуму.
По словам Виктора Климова, в России выдано большое количество банковских карт, в том числе с услугой овердрафта. «По данным Центрального Банка на начало года, в России было эмитировано 254 млн банковских карт. Из них 34,2 млн карт — это расчетные карты с опцией овердрафта, еще 31 млн — кредитные карты. Карты с овердрафтом распространены у зарплатных клиентов банка. Действительно, средства по счетам с овердрафтом отражаются как единый счет, включающий овердрафт. Очевидно, что если у такого клиента банка овердрафт допустим в 30 тыс. руб., то остаток по счету ниже 30 тыс. руб. указывает, что клиент потратил кредитные средства», — говорит Климов.
По его словам, граждане в последнее время активнее стали осваивать безналичные деньги. «Клиенты часто путают объем средств, находящихся на счете, с тем кредитным лимитом, который они могут использовать для оплаты товаров и услуг. Люди используют средства с овердрафта, а потом сталкиваются с необходимостью закрывать овердрафт собственными средствами и уплачивать проценты. Такая забывчивость вполне возможна, особенно если потребитель использует несколько карт. Такую практику нельзя назвать недобросовестной со стороны финансовых организаций, поскольку человек сам подписался под всеми условиями», — подчеркнул руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».
Климов добавил, что дополнительное информирование клиента о балансе на его счете собственных и заемных средств будет способствовать более ответственному финансовому поведению клиента. «Главное, чтобы затраты банков на доработки систем оповещения не были переложены на клиентов за счет повышения комиссий», — сказал член Центрального штаба ОНФ.