Минэкономразвития прогнозирует всплеск ипотечного кредитования. По словам главы ведомства, уже к сентябрю ожидается существенное увеличение кредитной активности. В свою очередь, премьер-министр Дмитрий Медведев не так давно дал поручение проработать возможные механизмы снижения ставки по ипотеке. Более того, предвосхищая поручение премьера, Сбербанк и ВТБ уже объявили о снижении процентных ставок.
Восторги чиновников и банкиров, впрочем, не очень понятны, если учесть следующий факт: уровень жизни населения продолжает снижаться, а просрочка по уже выданным ипотечным кредитам — расти. Так, по данным Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), совокупный объём задолженности россиян по ипотечным кредитам составляет 4,7 трлн рублей — это 42% (!) от всех кредитов физлиц. В подобной ситуации решение увеличивать ещё больше рынок ипотеки выглядит довольно противоречиво.
При этом тот факт, что ипотечное кредитование сегодня находится в кризисе, не отрицают и сами чиновники. Доказательством тому — начавшая действовать на прошлой неделе обновлённая программа госпомощи ипотечным заёмщикам. Эта программа впервые была запущена ещё в 2015 году и с тех пор периодически редактируется. Впрочем, если в предыдущие разы это самое «редактирование» было направлено скорее на либерализацию программы, то на этот раз власти решили ужесточить механизмы доступа к госпомощи. Фактически отныне обратиться за помощью по выплатам ипотечного кредита смогут только валютные ипотечники. Конкретно — поддержку получат только те заёмщики, у кого рост ежемесячного платежа по кредиту составил не менее 30%. Такой всплеск возможен только в случае изменения курса рубля. Следовательно, те, кто брал ипотеку в рублях и сегодня оказался не в состоянии обслуживать кредит, фактически помощь получить не смогут. Возможно, подобное редактирование программы произошло потому, что прежде, в ноябре 2016 года, условия участия в программе были крайне либерализованы, отчего рассчитывать на помощь мог практически любой ипотечник. В результате выделенных на программу 4,5 млрд рублей на всех не хватило.
На этом фоне радостные заявления о всплеске ипотечной активности и снижении ставок выглядят по меньшей мере странно. Если только не иметь в виду, что действительным объектом заботы властей являются вовсе не граждане, оказавшиеся в сложных условиях из-за неподъёмных кредитов, а строительный комплекс. Буквально на днях премьер-министр Дмитрий Медведев прямо заявил о том, что нужно продолжить работу по поддержке спроса на жильё. Так, по итогам первого полугодия было введено на 11,3% жилья меньше, чем за аналогичный период прошлого года. И падение строительного рынка происходит уже не первый год подряд. Потому решение побудить граждан набрать новых ипотечных кредитов может стать действительным спасением для застройщиков.
Вопрос — что дальше? Схема известная. У злостных неплательщиков банки заберут квартиру, далее АИЖК на выделенные из бюджета средства будет скупать у тех же банкиров неликвидные активы (что уже происходит). Ну а граждане… О них, как обычно, подумают в последнюю очередь, предложив какую-нибудь очередную, ещё более сложную редакцию программы получения госпомощи.
Виктор КЛИМОВ, руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков»:
— На 15 тыс. одобренных заявок денег попросту не хватило. Вряд ли это можно считать справедливым, тем более что новые условия программы — добавление критерия о росте платежа более чем на 30% — делают её доступной только для валютных ипотечников. Задача государства — помогать тем, у кого сложилась тяжёлая жизненная ситуация, а не тем, у кого кредит оказался не в той валюте.