Проработка закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) должна стать одним из приоритетных направлений законотворческой работы Общероссийского народного фронта в ближайшие месяцы. Так считает координатор проекта ОНФ «За права заемщиков» в Новосибирской области Антон Канунников. По его словам, необходимость изменений в действующий закон об ОСАГО продиктована анализом итогов его работы за последние годы, а также теми проблемами, с которыми сталкиваются автовладельцы сейчас.
Защита прав граждан в финансовой сфере обозначена как одно из пяти направлений законотворческой работы на осеннюю и весеннюю сессии Госдумы на состоявшемся в Москве заседании Центрального штаба ОНФ. В частности, Народный фронт намерен выступить за внесение изменений в действующее законодательство в части обеспечения безусловного сохранения за гражданами-должниками денежных средств в размере не менее величины прожиточного минимума в ходе исполнительных производств.
Не менее актуальной является и реализация закона об ОСАГО на территории России, считает Антон Канунников. Он подчеркнул, что реформы «автогражданки», о которых так радели Российский союз автостраховщиков и Центробанк, ситуацию на рынке изменить не смогли. И депутатам Госдумы необходимо навести порядок в законодательной сфере, регламентирующей отношения всех участников ОСАГО.
«Увеличение базовой ставки стоимости полиса „автогражданки“ с 1 октября 2014 г. на 30% и с 12 апреля 2015 г. на 40% привело к тому, что в настоящее время до четверти автомобилей в городе Новосибирске передвигаются незастрахованными. Думаю, что и в других регионах страны ситуация аналогичная. Причина в том, что стоимость страхования транспортного средства значительно выше размера административной ответственности, установленной за езду без полиса. Водителю проще выплачивать штрафы за езду без полиса, нежели страховать авто», — заключил Канунников.
Во-вторых, с 28 апреля 2017 г. введен приоритет натурального возмещения. Сейчас вместо денег страховая компания имеет право отправить поврежденный автомобиль на аккредитованное СТО для ремонта. Причем ремонт должен производиться исключительно новыми запчастями. Но где их взять на бывшие в употреблении 10–15 лет автомобили? Тем более на японские с правым рулем, коих в Новосибирске порядка 30–40%? Таких деталей в природе не существует, поэтому владельцы данных автотранспортных средств, как и раньше, получают от страховщиков денежную компенсацию. «Именно на эти автомобили сейчас массово пересаживаются мошенники, с которыми работают автоюристы», — считает эксперт.
По словам Канунникова, в последние месяцы возникли трудности с приобретением полисов ОСАГО, в надзорные органы обращаются тысячи автовладельцев, которые не могут застраховать свой автомобиль, многим навязываются дополнительные услуги. «Это подтверждает тот факт, что ситуация на рынке не меняется, страховые компании, как и прежде, не готовы продавать полисы даже с учетом новых правил игры», — говорит Канунников.
В качестве законодательных инициатив в сфере ОСАГО, с которыми Народный фронт мог бы выступить на осенней и весенней сессиях Госдумы, Антон Канунников назвал ужесточение ответственности автовладельцев за езду без полиса вплоть до эвакуации автомобилей на штрафстоянку, как это было ранее; запрет деятельности аварийных комиссаров, которые чаще всего работают в качестве помощников авантюристов; а также исключение возможности распространения положений закона «О защите прав потребителей» на правоотношения, регулируемые законом об ОСАГО.
«Именно административная ответственность по пунктам закона о защите прав потребителей в 1,5 раза увеличивает судебные расходы страховых компаний и так прельщает мошенников-автоюристов», — считает Антон Канунников.