Сегодня большинство страховок, которые «продаются» при кредитовании, — это присоединение к коллективному договору страхования жизни и здоровья заемщика в пользу кредитора. При данной конструкции человек платит не страховую премию, а комиссию за присоединение к договору. Поэтому эту лазейку надо закрывать. Такое мнение корреспонденту сайта ONF.ru высказал член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Банк России опубликовал указание, увеличивающее «период охлаждения» для отказа от договора добровольного страхования при получении кредита, пишет газета «Коммерсант». С 1 января отказаться от страховки можно будет в течение 14 календарных дней вместо нынешних пяти.
«Объективно пяти дней маловато, у заемщика может не быть возможности столь оперативно обратиться с заявлением, поскольку, во-первых, договор расторгают не в банке, а в страховой компании. А, во-вторых, в ряде случаев человек не сразу осознает, что ему не нужна страховка. Данная норма синхронизирует сроки с 353-ФЗ (Закон о потребительском кредите (займе). Но главная проблема не в этом. Сегодня большинство страховок, которые „продаются“ при кредитовании, — это присоединение к коллективному договору страхования жизни и здоровья заемщика в пользу кредитора, и „период охлаждения“ при этой схеме не работает. В этой конструкции человек платит не страховую премию, а комиссию за присоединение к договору. Де-юре вернуть ее практически невозможно ни за пять дней, ни за 14. И эту лазейку нужно закрывать», — сказал Климов.
По его словам, летом этого года эксперты Народного фронта проводили мониторинг, который показал, что в пяти из топ-20 банков с крупнейшими портфелями потребительских кредитов кредитные специалисты убедительно рекомендовали оформить страховку. «В трех из них указали, что при отказе от страховки шансы на одобрение кредитной заявки могут снизиться или ставка по кредиту будет выше на несколько процентных пунктов. По нашей оценке, примерно каждый четвертый банк предлагает заемщику присоединиться к договору коллективного страхования», — подчеркнул Климов.