Активисты ОНФ провели в Смоленске уроки финансового просвещения для старшего поколения

Дата публикации: 09.10.2017
Источник: onf.ru

Активисты Общероссийского народного фронта провели в Смоленске на базе Смоленской академии профессионального образования уроки финансовой грамотности для пенсионеров и ветеранов. Мероприятие прошло в рамках программы финансового просвещения «Кредитный фарватер». Среди участников были представители ветеранских организаций, общественных объединений. Это третье мероприятие для людей старшего возраста, которое проводят эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков». По итогам мероприятия участники выразили желание вступить в число активистов ОНФ.

Мероприятие эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» открыли интерактивной лекцией, на которой рассказали об основных видах мошенничества, с которыми чаще всего сталкиваются пожилые люди. По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова, на таких мероприятиях активисты представляют разработанный специально для этой аудитории очень простой, по-житейски понятный и востребованный продукт.

Первая схема, о которой рассказали общественники, довольно распространена в различных регионах России, и ее жертвами чаще всего становятся именно пенсионеры. Пожилым людям звонят неизвестные и сообщают, что их родственники «попали в беду» (задержаны полицейскими, сбили человека в ДТП). Во всех случаях у пенсионеров в срочном порядке требовали перевести крупные суммы на банковскую карту или электронный кошелек, чтобы успеть «выручить из беды» близкого. Естественно, в стрессовой ситуации пожилой человек сразу же реагировал и отдавал все свои сбережения. Если такое происходит, то эксперты рекомендуют не поддаваться панике, взять паузу, позвонить тем родственникам, которые якобы попали в беду, и выяснить, действительно ли произошла ситуация, о которой сообщалось неизвестными.

Пользуясь еще одной схемой, мошенники обходят квартиры в дневное время, представляясь сотрудниками социальных служб или представителями фирм. Они предлагают купить у них по «специальной выгодной цене в рамках льготной программы для пенсионеров» фильтры для воды, пластиковые окна, новые счетчики на воду и электричество, медицинские изделия, посуду и многое другое, а проникая в дом, совершают кражу или же продают товары в разы дороже их рыночной стоимости, в том числе с оформлением кредитных договоров. Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» порекомендовали участникам «Кредитного фарватера» быть бдительными, не открывать двери незнакомым людям, звонить в организацию, от имени которой действуют «неожиданные гости», и уточнять, действительно ли эти организации направляли своих сотрудников с поквартирным обходом.

Третья по популярности среди мошенников, которые специализируются на обмане одиноких пожилых людей, схема — обещание субсидий, прибавок к пенсии, компенсаций и льгот. В последнее время данная схема получила широкое распространение во многих городах: Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Воронеже, Томске, Казани, Вологде, Нижнем Новгороде и других. Мошенники представляются сотрудниками Пенсионного фонда или другой организации, пользуются доверием граждан и под благовидным предлогом заполнения документов получают данные, необходимые для доступа к банковской карте, на которую сейчас в большинстве регионов поступают пенсионные выплаты. Эксперты проекта «За права заемщиков» рекомендовали ни под каким предлогом не передавать никому свои персональные данные и обращаться за разъяснением по предоставлению субсидий, прибавок к пенсии, компенсаций и льгот непосредственно в представительство Пенсионного фонда по месту проживания.

Еще один вид мошенничества — вовлечение пенсионеров в финансовые пирамиды под видом вкладов. Кредитные правозащитники напомнили участникам мероприятия историю с печально известной пирамидой «МММ» и рассказали, что финансовые пирамиды существуют в России и сейчас. Эти фирмы маскируются под инвестиционные фонды. Самый главный признак финансовой пирамиды — отсутствие документов, подтверждающих легальность их деятельности, и отсутствие всякой информации об учредителях.

В сообщениях СМИ фигурируют очень разные оценки по количеству людей, попавших в подобные истории. Как считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов, реально оценить масштабы бедствия и даже примерные размеры совокупного ущерба не представляется возможным.

После лекции эксперты ОНФ провели практикум «Разумный потребитель», цель которого — помочь пожилым людям запомнить все виды финансового мошенничества и научить их противостоять злоумышленникам. Для того чтобы материал был более наглядным и понятным, активисты вручили всем участникам памятки и алгоритмы самопомощи, разработанные экспертами ОНФ. А также рекомендовали обращаться за консультациями и помощью в региональный исполком Народного фронта в Смоленске и на сайт проекта ОНФ «За права заемщиков».

«Программа финансового просвещения „Кредитный фарватер“, которую мы начали в 2014 г., изначально была ориентирована только на молодежь — школьников старших классов и студентов, — отметил член Центрального штаба Народного фронта, руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“ Виктор Климов. — Мы нашли хорошие форматы для работы с этой аудиторией и получили от нее хорошую обратную связь, которая показала эффективность нашей программы. За последний год практически все заинтересованные в финансовом просвещении стороны — Минфин, ЦБ и Минобрнауки — выделили работу с молодежью в приоритет. Однако старшее поколение ничуть не меньше нуждается в базовых финансовых знаниях и навыках. Это другие знания и навыки, другие формы коммуникаций, другой подход, но это очень важно. Мы надеемся, что финансовое просвещение для старшего поколения через пару лет станет таким же трендом, как и работа с молодежью. А то, что все сегодняшние участники после наших уроков выразили желание войти в состав актива Народного фронта и стать волонтерами финансового просвещения, лишний раз доказывает, что мы — на правильном пути».

В завершение мероприятия кредитный правозащитник Народного фронта ответил на вопросы слушателей и принял обращения, по которым людям будет оказана юридическая помощь.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста