Клиенты «Почты России» пожаловались на «обязательное» приобретение услуги страхования здоровья или недвижимости при оплате услуг ЖКХ или оплате почтового перевода. При этом стало известно, что такие услуги предоставляются компанией ВТБ Страхование.
Услугу стоимостью в 45 рублей автоматически включают в счет, а отказаться от нее нельзя. При этом полис страхования никто не выдает. Сотрудники «Почты России» объясняют при этом клиентам, что услуга является обязательно1, хотя в Службе поддержки почты говорят, что услуги по страхованию предоставляются на добровольной основе. Виртуально о необязательности страхования в 45 рублей говорится и на сайте «Почты России». При этом услугу страхования «Поста России» запустила еще в 2016 году.
Однако реальность совершенно противоположна, особенно в регионах , когда у клиентов нет никакой возможности отказаться от «навязанной» услуги.
Приводим здесь только один пример, хотя граждане активно обсуждают ситуацию в Сети.
Жительница микрорайона «Левенцовский» пожаловалась на навязывание страхования (ВТБ Страхование) при получении услуг (получение посылки) в отделении «Почты России» на переулке Гарнизонный, дом 3 (индекс — 344049).
Оператор почтового отделения Вербицкая Татьяна Николаевна ответила, что услуга является обязательной. Естественно я позвала руководителя почты — когда пришла Руководитель, то сказала мне тоже самое и что ни чем помочь не может, так как это обязательная страховка! На что я ей ответила, что получаю посылки каждую неделю, и другой оператор с меня страховку не берет! Она не стала меня слушать, развернулась и ушла! Следом оператор мне сказала, что тоже ни чем помочь не может — если не хотите платить страховку — посылку не отдадут! Мне пришлось заплатить 45 руб. чтобы забрать свою посылку. Написала обращение на сайте «Почты России», но как то не реагируют, рассказывает Елена.
Информацию об «обязательном» страховании подтвердили граждане в соцсетях и активисты ОНФ.
При этом мониторинг активистов Общероссийского народного фронта (ОНФ) показал, что, в частности, почти в каждом втором отделении Почты России в Санкт-Петербурге сотрудники по умолчанию включают в чек страховые услуги, не сообщая об этом клиенту.
Как обнаружили активисты ОНФ, при переводе денег граждане заполняют стандартный бланк перевода и подписывают выданный оператором чек, при проверке которого обнаруживают, что помимо комиссии за перевод внесена плата и за услугу страхования. Сотрудники Почты России поясняют, что при осуществлении денежных переводов отправители по умолчанию страхуются от несчастных случаев, а если производится оплата коммунальных платежей, то в обязательном порядке страхуется имущество граждан сроком на один месяц. В обоих случаях стоимость страховки составляет 45 руб.
Клиенты требуют отменить услугу и вернуть деньги, поскольку не хотели страховаться и даже не получали предложений от кассира, но получают отказ, мотивированный наличием подписи клиента в чеке, что подтверждает согласие на получение услугим.
Однако, как следует из федерального закона «О защите прав потребителей», запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
«Поэтому бесцеремонно навязываемые на почтах допуслуги в виде страхования без согласия потребителя незаконны и уплаченные суммы подлежат возврату. Большинство граждан может даже не заметить приписанные в чеке 45 руб., а если и заметят позже, то, скорее всего, из-за незначительности суммы не пойдут на почту добиваться справедливости. Нетрудно представить масштаб прибыли от этих незаконных поборов. Просим граждан внимательнее проверять квитанции об оплате услуг, а в случае обнаружения навязанных платных услуг не подписывать чек, и требовать отмены операции», — отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Владимир Васильев.
Представители ОНФ направили обращение ФГУП «Почта России» с призывом обосновать навязывание страхования при осуществлении денежных переводов.
Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов прокомментировал ситуацию так «Это, конечно, безобразие. Назвать подобную практику иначе, как „тырить мелочь по карманам“ язык не поворачивается. Не информировать, а тем более навязывать — незаконно . Мы проводим выборочный мониторинг в других регионах страны. Посмотрим, насколько распространен такой способ „оказания услуг“ ВТБ-Страхования. По итогам проверки сделаем выводы».