Карелия попала в число регионов страны, где имеется практика «навязывания страховых услуг при оплате ЖКУ и проведении денежных переводов» в отделениях «Почты России»: об этом сообщает пресс-служба Общероссийского народного фронта со ссылкой на выборочный мониторинг работы отделений в некоторых субъектах РФ.
Помимо Карелии, в «черный список» также включены Санкт-Петербург, Брянская, Вологодская, Ростовская, Свердловская области, а также Ставропольский край и Ханты-Мансийский автономный округ.
Как отмечают в ОНФ, исследование проводилось по обращениям граждан в петербургское отделение организации, которые сообщили о навязывании страхования почтовиками «в скрытой форме»: операторы по умолчанию и без уведомления граждан заключали договора страхования сроком на 1 месяц. Когда же потребители просили отменить услуги и вернуть деньги, то получали отказ со ссылкой на подпись клиента в чеке.
Активисты проекта ОНФ «За права заемщиков» проверили работу более 200 почтовых отделений в 32 регионах России и выявили факты навязывания в упомянутых субъектах. «Во всех случаях страховка взималась при осуществлении денежного перевода внутри России между физическими лицами», уточняют в пресс-службе.
Полученная информация отправится в Банк России, Федеральную антимонопольную службу и Роспотребнадзор.
По информации сотрудников «Почты России», страхование при денежных переводах (от несчастного случая) и оплате ЖКУ (страхование имущества) обязательно. Вместе с тем, как пояснил активистам оператор call-центра ФГУП «Почта России», сотрудники обязаны предупреждать клиента, прежде чем застраховать его.
Проверка показала, что в почтовых отделениях, где услуги страхования имущества попадали в чек по умолчанию, операторы не делились с клиентами нужными подробностями.
— Таким образом, страхование происходит без выяснения факта наличия и осмотра имущества, без объяснения условий страховой защиты и, самое главное, без спроса желания клиента застраховаться, — отмечают в ОНФ. — Если граждане даже не подозревают о заключении договора страхования, то при наступлении страхового случая они не смогут получить возмещение убытков, несмотря на оплаченный страховой полис.
В Петрозаводске специалисты отделений почты пояснили общественникам, что «программа автоматически включает» страховку в платеж, поэтому отказаться от нее невозможно.
По мнению ОНФ, подобные действия нарушают закон «О защите прав потребителей», а уплаченные за страховку деньги должны быть возвращены клиенту.
— Обязать гражданина заплатить за страховку «Почта России» не вправе, — цитируют в пресс-службе руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктора Климова. — И любые попытки отказать гражданину в предоставлении услуги без этой дополнительной опции — незаконны <...> мы рекомендуем при осуществлении переводов и оплате услуг ЖКХ в отделениях «Почты России» проявлять бдительность. И если вы добровольно принимаете решение этой услугой воспользоваться, то лучше выяснить реальные условия и порядок действий при наступлении страхового случая.